"Сейчас у граждан в связи с Крымом ощущение, будто это непосредственно им подарили дачу у моря"

Правительство может отказаться от строительства порта Тамань на Кубани и моста через Лену в Якутии. При этом сэкономленные 112 млрд руб. будут направлены на развитие инфраструктуры Крыма. Редактор еженедельника "Коммерсантъ.Деньги" Юрий Львов размышляет о том, насколько жители страны готовы отказываться от чего-то ради Крыма.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Наверное, какая-то черта характера не дает мне верить в долгосрочность бескорыстного народного воодушевления. То есть, конечно, примеры затянувшейся на десятилетия эйфории в отечественной истории были, но ее приходилось поддерживать очень жесткими стимуляторами. И потом все равно наступало похмелье.

Сейчас у граждан в связи с Крымом ощущение, будто это непосредственно им подарили дачу у моря. Я сознательно не трогаю самый важный аспект крымского вопроса — сможет ли когда-нибудь мир Россию понять, простить, принять. Но и с внутриэкономическими, скажем так, ощущениями все непросто. Журнал "Деньги" проводит опросы на актуальные темы: будете ли вы отдыхать в Крыму, хотели бы вы приобрести там недвижимость. Опросы, прежде всего, показывают, что Крым — невероятный позитивный раздражитель: только назови его, и на вопросы отвечают многие тысячи. Во-вторых, конечно, результаты: более половины высказываются, что раньше не ездили в Крым, а теперь точно будут. И масса людей, которые раньше не задумывались о приобретении домика у моря, теперь очень бы этого хотели.

Я не знаю реальной цены этих ответов. А узнать ее очень интересно, скажем, в конце июля — как там сезон. Я не удивлюсь, если исторического наплыва туристов не случится. Потому что одно дело - лайкнуть Крым в интернете, а другое дело — на него раскошелиться. Ну, хотя бы купить билет, который теперь называется единым: поездом до Анапы, потом автобус до парома, потом паром, потом снова автобус. А что раньше мешало ездить, на поезде прямиком? Или помидоры были менее сладкими, когда номинировались в гривнах и стоили дешевле? Рискну предположить, что некоторые из тех, кто не ездил, но теперь очень хотят, неизбежно задумаются об этом и — расхотят. А если сезон не задастся, эйфория может несколько поостыть и у самих крымчан.

Инфраструктура — это конечно, несколько другое. И министр экономразвития Алексей Улюкаев говорит, что правительство отказывается от моста через Лену и порта Тамань потому, что они не очень-то нужны, а не ради Крыма. Точнее, не совсем ради Крыма. Потому мост через Керченский пролив планируется строить как раз на такие резервные деньги.

Я не знаю, насколько этот мост через Лену был мечтой жителей Якутии, но думаю, что у Якутии нехорошо что-то отбирать только потому, что там не такая жаркая обстановка. Если граждане почувствуют, что федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя будет выполняться за счет дорог и больниц в их регионах, настроение постепенно изменится от "Крым наш" до "Хватит кормить".

Вся лента