Новый взгляд на роль освещения

Хорошо известная фраза «экономика должна быть экономной» вполне применима и к нашему времени. Эксперты прогнозируют в этом году в лучшем случае слабый рост или рецессию, а в худшем — экономический спад. Российские предприятия учатся жить в новой реальности, до последнего сокращая издержки. Но как сократить расходы на электроэнергию? Опыт показывает, что проблему решает комплексная модернизация предприятия с помощью светодиодных технологий, инвестиции в которые теперь окупаются в течение двух лет.

Светодиодная революция, о которой так много говорили во всем мире в последние годы, наконец приходит и в Россию. Не секрет, что в стране более 95% световых систем неэффективны и не позволяют предприятию экономить на электроэнергии. В то же время цены на электричество постоянно растут и, как ожидается, к 2015 году удвоятся.

Любая сложная ситуация в экономике обычно ведет к тому, что бизнес начинает думать об эффективности, рассказывает глава сектора Philips «Световые решения» Марина Тыщенко. «Все начинают задумываться, считать деньги, сколько и как они тратят. В том числе — сколько они тратят на свет»,— говорит она. Применение светодиодных технологий позволяет провести «глобальное сокращение» затрат на электроэнергию, урезав их примерно на 60–70%.

В последние годы бизнес настороженно относился к светодиодам, считая их внедрение дорогим удовольствием и с большим трудом отказываясь от «лампочек Ильича». Тем не менее современные технологии приживаются достаточно быстро. Так, по данным McKinsey, в России рынок светотехники для домохозяйств с 2012 по 2016 год должен вырасти на 27%, до €466 млн. «У меня есть знакомые, которые поменяли все освещение на светодиодные лампы. Сразу счетчик показывает совсем другую цифру, потому что лампа, которая берет 6 ватт электроэнергии, светит, как 40–50-ваттная, вот вам и экономия»,— говорит Марина Тыщенко.

Еще большее применение современные световые технологии находят в наружном освещении. По данным McKinsey, за четыре года этот сегмент вырастет на 47%, до €735 млн в 2016 году. Города потребляют более 75% энергии, из которых 60% приходятся на освещение зданий, а 15% — на уличное освещение. И это очень важная позиция для экономии и возможность для существенного пополнения городского бюджета. «Сегодня все чаще можно услышать о брендинге городов, создании их уникального образа. Одну из важнейших ролей в этом играет освещение, оно становится ключевым элементом, определяющим характер, задающим настроение. Грамотно спроектированное световое оформление делает город более привлекательным для его жителей, туристов и бизнеса. Не менее сильно освещение влияет на повышение безопасности. Уменьшается уровень мелкой уличной преступности, поскольку чаще всего правонарушения происходят в темных переулках и подворотнях. Кроме того, когда в центре города светло и красиво, ощущение уюта и безопасности приходит ко всем людям без исключения»,— считает Дмитрий Буров, генеральный директор независимой студии светодизайнеров &light.

Светодиоды уже повсеместно используются в указателях, подсветке зданий и деревьев. Эйфелева башня, Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, «Лондонский глаз» (London Eye), «дома-книжки» на Новом Арбате — вот лишь малый перечень объектов, преобразившихся благодаря инновационным технологиям Philips. На стороне производителей светодиодов и сами горожане. Согласно опросу The Climate Group, проведенному в 12 городах на четырех континентах, 90% респондентов поддерживают полную замену ламп уличного освещения светодиодными светильниками.

Серьезный рост — 22% за четыре года — ожидается и в сегменте офисного освещения. В 2016 году российские компании потратят на освещение в офисах €94 млн. Конечно, переход на новые технологии занимает время, но все больше компаний решаются инвестировать в них, считает Марина Тыщенко, «вложения в светодиодные решения на сегодняшний день в среднем в России окупаются в течение двух-трех лет». Такая скорость дает LED-технологиям большое преимущество и позволяет конкурировать с более старыми технологиями: люминесцентными и металлогалогенными лампами для внутреннего освещения и газоразрядными — для внешнего. То, как быстро входят в нашу жизнь светодиоды, показывает и взрывной рост этого рынка. За последний год рост составил 250%, говорит директор по маркетингу дистрибутора светотехники AZ Дмитрий Романюк. В то же время, по его словам, цены на светодиоды снижаются примерно на 3–5% в квартал при условии отсутствия курсовых колебаний.

Закупка десятка светодиодных ламп в офис может стать первым шагом для того, чтобы начать экономить на электроэнергии. Большего сокращения издержек можно достичь с помощью комплексной модернизации освещения. Мировой тренд роста светодиодной отрасли заключается в развитии проектных решений. В ведущих странах крупнейшие производители светотехнического оборудования уже давно зарабатывают не на лампах, а на таких решениях.

Производитель светового оборудования старается предугадать, что нужно заказчику, и бесплатно предоставляет расчет, как осветить помещения. Купить светильник сам по себе, без установки и просчета, заказчику неинтересно — это точечное разовое решение, считает Елена Филатова из OOO «Атом-свет». Настоящую выгоду предприятию позволяют получить энергосервисные контракты. Такие соглашения позволяют экономить компаниям с ограниченным свободным денежным потоком. Чтобы провести расчет по энергосервисному контракту, производитель светотехники смотрит на расход электроэнергии предприятия с учетом существующего электрооборудования и прогнозирует расход с применением современного освещения. Эта разница наглядно показывает руководителю предприятия, какой объем средств удастся сэкономить.

Наверное, самый серьезный опыт в освещении в более чем 60 сферах применения — от супермаркетов и спортивных арен до памятников архитектуры — накоплен у мирового лидера в освещении Philips.

Philips Lighting — крупнейшая в мире светотехническая компания с оборотом более €8,4 млрд в год (по результатам отчета 2013 года). По оценкам аналитической компании Digitimes Research, в 2013 году доля профессионального освещения Philips составляет 75% от общего объема продаж осветительной продукции. На сегодняшний день во всем мире световыми решениями компании, по ее собственным оценкам, оснащены 30% офисов, 65% крупнейших аэропортов, 30% больниц, 35% автомобилей и 55% футбольных стадионов. Компания вкладывает сотни миллионов евро в исследования и разработку инновационных световых решений.

В отличие от большинства компаний, работающих на рынке, у Philips есть решения любого вида сложности и разной стоимости — от базовых до дизайнерских и эксклюзивных, таких как OLED-технология. «Мы предлагаем не просто продукт, а готовое решение для бизнеса — профессиональные услуги, системную интеграцию, консалтинг, обучение, инсталляцию, техническое обслуживание»,— рассказывает Марина Тыщенко. Philips — компания полного цикла, которая производит как светодиодные компоненты и лампы, так и светильники, системы управления освещением и программное обеспечение. Так, основным трендом в проектном бизнесе являются системы управления освещением. Компании производят app-приложения, которые можно скачать на смартфон или планшет и управлять освещением городского центра, моста, парка, завода. С помощью систем управления освещением можно менять интенсивность светового потока, выставлять различные сценарии освещения объекта. Такие решения Philips применялись при освещении сада имени Баумана и ЦПКиО имени Горького в Москве.

Роль качественного и безопасного света велика и в промышленности. Светодиодные решения увеличивают как качество работы, так и ее безопасность. Устаревшие лампы и плохая освещенность ведут к росту травматизма на производстве, способствуют быстрой утомляемости и неэффективности работников. Один из интересных проектов в этой области был реализован компанией Philips для завода Coca-Cola Hellenic. Замена устаревших светильников была осуществлена без длительного монтажа, параметры освещения рабочих мест должны были отвечать внутренним стандартам Coca-Cola (многие из которых строже нормативов Российской Федерации), а новые технологии — обеспечить снижение уровня воздействия на окружающую среду. В итоге мощность светильников снизилась практически в пять раз, и Philips удалось достичь высокого качества освещения при снижении энергопотребления системой освещения в год на 605 тыс. кВт•ч. «Наша компания является одним из лидеров в области природоохранной деятельности, и экологичное LED-освещение, предложенное Philips, как нельзя лучше вписалось в нашу концепцию»,— говорит Олег Коновалов, главный инженер московского завода Coca-Cola Hellenic.

Экологические проблемы, о которых упоминает господин Коновалов, стоят остро именно перед производителями осветительных приборов. Пятая часть электроэнергии во всем мире тратится на освещение. И на эту энергию освещения приходится 6% мировых выбросов парниковых газов. Для сравнения: столько же вредоносного углекислого газа вырабатывают 70% легковых автомобилей по всему миру (по данным ООН). По мнению экспертов ООН, в будущем, когда производство органических светодиодов (OLED) станет массовым, их использование позволит снизить эту цифру вдвое.

OLED состоят из ультратонких органических полупроводников и цветных частиц, встроенных в два слоя стекла. При подаче напряжения органические слои начинают светиться. Источники света OLED могут диммироваться, их цветовой спектр, формы и размеры разнообразны, а энергоэффективность высока. Визуально OLED — это небольшие пластины разной формы толщиной всего 1,8 мм. Пока эта технология будущего довольно дорога (от $336 за пластину, по данным www.lumiblade-shop.com), так что используется в основном в дизайне интерьеров, машин и архитектурных объектов. Так, в арсенале Philips есть интерактивное OLED-зеркало. Оно состоит из 64 OLED-панелей и инфракрасных сенсоров, которые реагируют на появление перед зеркалом человека и выключают OLED-панели, расположенные там, где должно быть видно отражение. Этот участок поверхности превращается в обычное зеркало.

Но ключевым достоинством светодиодов остается, конечно, существенное снижение затрат за счет меньшего потребления электроэнергии. Светодиодные светильники окупаются в среднем за два-три года, и во время рецессии или даже спада экономики инвестиции в свет помогут существенно снизить издержки на предприятии. В условиях новой российской экономики, опирающейся на рост внутреннего спроса, без таких эффективных инновационных решений предприятия работать не смогут.

Дмитрий Алексеев

Вся лента