Инвестиции в транспортную инфраструктуру

Как обеспечить выполнение инвестиционных приоритетов региона METR

Управляющий директор ЕБРР Томас Майер определяет инвестиционные приоритеты региона METR и то, как обеспечить их выполнение, в том числе и через механизмы ГЧП.

Фото: ebrd.com

Совместный проект MIR Initiative и журнала "Власть"

Инвестиционные проекты

Инфраструктура рассматривается как один из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность экономики и, как следствие, ее рост. Если уровень развития железнодорожного транспорта в России имеет достаточно высокую оценку, отражающую как протяженность и разветвленность железнодорожной сети страны, так и усилия по реформированию данного сектора, предпринимавшиеся в последние 15 лет, другие сектора транспортной отрасли являются скорее узким местом на пути развития и роста российской экономики. Особенно важно отметить, что автомобильные дороги (сегмент, не получавший достаточных инвестиций ни в советскую, ни в постсоветскую эпоху) считаются одним из главных препятствий для развития и повышения конкурентоспособности страны.

За последние 20 лет ЕБРР был наработан портфель из 220 инфраструктурных проектов на сумму свыше €15 млрд. Ежегодно банк финансирует более 50 проектов в инфраструктурном секторе в объеме более €1,8 млрд — помимо еще примерно €3,5 млрд, поступающих в рамках софинансирования со стороны других международных финансовых организаций, доноров и из коммерческих источников (банки, рынки капитала, и т. д.). Исходя из мандата ЕБРР, инфраструктурные проекты банка направлены на стимулирование реформ, которые обычно продвигаются локальными лидерами или проектными спонсорами. Расширение участия частного сектора в развитии инфраструктурных активов и сервисов является одной из ключевых задач переходного процесса, и банк ставит ее во главу угла своей деятельности по развитию инфраструктуры. Преимущества участия частного капитала в развитии инфраструктуры признаются всеми группами интересов в регионе, за последнее десятилетие частные компании играли все большую роль в реализации инфраструктурных проектов. Банк активно стимулировал и поддерживал эти переходные процессы, в том числе и путем налаживания политического диалога и обеспечения инвестиций, и участвуя в решении таких сложных задач, как приватизация портов, внедрение и опробование на новых рынках механизмов ГЧП. В качестве наиболее ярких примеров такой работы можно привести проекты с аэропортом Пулково и портом Мерсин.

В 2010 году банк принял участие в финансировании первого в России проекта ГЧП — тридцатилетней концессии на строительство, эксплуатацию и передачу (BOT) аэропорта Пулково. ЕБРР предоставил проекту финансирование на сумму $100 млн наряду с другими международными финансовыми институтами (МФК, СИБ, ВЭБ, ЧБТР и ЕАБР) и коммерческими банками. Проект был удостоен ряда престижных наград, включая премии Infrastructure Journal, Euromoney Project Finance и EMEAFinance.

В 2013 году ЕБРР оказал поддержку Турции в рамках выпуска первого инфраструктурного займа, предоставив финансирование проекту международного порта Мерсин в размере $79,5 млн. Всего в рамках проекта частным оператором этого средиземноморского порта было размещено еврооблигаций на сумму $450 млн. Успешное размещение облигаций на иностранной бирже с привлечением большого количества международных инвесторов позволило продемонстрировать новые способы финансирования инфраструктурных проектов в Турции и должно стимулировать другие инфраструктурные компании диверсифицировать свои источники финансирования.

Стратегия банка заключается в том, чтобы оказывать поддержку проектам, способствующим расширению участия частного сектора в развитии инфраструктуры

На сегодняшний день банк оказал финансовую поддержку примерно 40 проектам ГЧП на общую сумму €2,1 млрд в виде прямых инвестиций в частные компании, занимающиеся развитием транспортного сектора и городской инфраструктуры. Помимо участия ЕБРР в рамках этих проектов было привлечено дополнительно €3,2 млрд от коммерческих кредитных организаций и из других источников софинансирования. Тем не менее на сегодняшний день еще предстоит решить целый ряд сложнейших задач, включая формирование ГЧП как эффективного механизма финансирования ключевых инфраструктурных проектов в странах присутствия ЕБРР, в том числе и в странах, являющихся теперь членами ЕС. Это также является наглядной демонстрацией тех глубоких и сложных проблем, которые еще предстоит решить для повышения эффективности управления инфраструктурными проектами. Стратегия банка заключается в том, чтобы оказывать поддержку проектам, способствующим расширению участия частного сектора в развитии инфраструктуры, корректируя свою деятельность с учетом специфики и уровня реализации реформ в каждой стране. Другими важными открытыми направлениями работы для банка в рамках финансируемых им переходных проектов остаются создание необходимой правовой и регуляторной базы и решение таких операционных задач, как проведение дорожно-ремонтных работ с применением контрактов, основанных на достижении определенных качественных результатов.

Еще одним важным аспектом подготовки инфраструктурных проектов является проведение экологической оценки. Если проектная документация не отвечает требованиям инвестора в части обеспечения защиты окружающей среды, это может привести к возникновению проблем и задержек с реализацией проекта. Для обеспечения своевременного предоставления финансирования и реализации инфраструктурных проектов ГЧП органы государственной власти/доноры ГЧП должны проводить большой объем подготовительной работы в части оценки проектов с точки зрения экологической безопасности и социального развития до начала тендерного процесса. Эта работа должна включать в себя проведение участниками концессии соответствующих общественных слушаний и разработку планов экологических и социальных мероприятий.

ЕБРР уделяет огромное внимание анализу экологических и социальных аспектов инфраструктурных проектов и выделяет финансирование только для тех проектов, которые отвечают требованиям экологической и социальной политики банка.

Основные ограничения

Активное развитие и повышение качества доступной инфраструктуры является одним из главных приоритетов для региона. Более того, правильное структурирование инфраструктуры способствует региональной интеграции и социальному развитию.

Говоря об организации сектора, стоит отметить необходимость повышения конкуренции в инфраструктурном развитии за счет либерализации сектора путем снижения объема субсидий и устранения имеющихся перекосов в тарифной политике. Для привлечения большего объема средств в инфраструктурные проекты необходимо всесторонне стимулировать повышение в них роли частного сектора. Этого можно достичь путем усиления роли частных операторов и дальнейшего увеличения объемов частного финансирования, в том числе в рамках ГЧП и совместных предприятий.

Однако последние 20 лет опыта работы ЕБРР в этом секторе говорят о том, что все успешные проекты по развитию инфраструктуры имеют три общие характеристики.

В основе любого успешного проекта всегда лежит сильный бизнес-кейс. Хороший проект приносит экономическую и финансовую выгоду благодаря достаточному и стабильному спросу на новую или модернизированную инфраструктуру в областях, где такая инфраструктура имеет существенное влияние на благополучие участников экономической деятельности.

Для всех подобных проектов характерно наличие надежной финансовой и договорной структуры. Все они строятся на основе проверенных механизмов проектного финансирования, обеспечивающих возможность банковской поддержки, юридическую чистоту и соблюдение применимых экологических требований, при этом помогая финансовым организациям более эффективно регулировать, контролировать и оценивать текущие проекты.

Все успешные проекты опираются на стабильные источники финансирования. Обширный опыт инфраструктурных проектов говорит о том, что одним из ключевых факторов их успешной реализации является креативность и способность к адаптации. Необходимое финансирование может быть обеспечено как исключительно за счет средств пользователей, так и в сочетании с предсказуемой и стабильной поддержкой кредитоспособного госсектора.

Сейчас мы наблюдаем целый ряд крупномасштабных проектов ГЧП, готовящихся национальными правительствами (например, развитие дорожного строительства в РФ, инфраструктура здравоохранения в Турции). В ряде секторов уже отмечается появление достаточной очереди/программы потенциальных проектов ГЧП. Тем не менее на региональном уровне все еще ощущается нехватка адекватной подготовки таких проектов. Региональным властям необходимо выделять достаточные бюджеты на проведение подготовки рентабельных проектов ГЧП, основанных на хорошо проработанных бизнес-кейсах (включая тщательный анализ внутренней ставки экономической доходности) и ориентирующихся на оплату за счет пользователей и при необходимости других источников государственного финансирования. При этом ключевую роль в данном процессе будет играть поддержка, оказываемая национальными властями регионам. Не менее важным фактором успешной реализации является также проведение региональными властями открытого и конкурентного тендера по выбору частного инвестора. Нередко нам приходится наблюдать заключение прямых сделок или организацию недостаточно прозрачных и конкурентных тендеров.

Справка

Томас Майер, работает управляющим директором департамента инфраструктуры Европейского банке реконструкции и развития.

Господин Майер пришел в ЕБРР на должность старшего менеджера проекта в августе 1993 года из компании NatWest Markets, где круг его деятельности охватывал вопросы приобретения, управления выкупами и операциями с высокой долей заемных средств в Великобритании и Западной Европе. В ЕБРР он работал в должности старшего банкира отдела по Румынии/Молдове/Хорватии/Украине, а в последующем руководил департаментом муниципальной и экологической инфраструктуры.

Европейский банк реконструкции и развития — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году усилиями 61 страны и 2 международных организаций для поддержки рыночной экономики и демократии в 34 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.

Вся лента