Минобрнауки обновляет медальный ряд

Школьников вновь будут награждать за успехи в учебе

Министерство образования и науки собирается вернуть медали для школьников — теперь ими будут награждать не только за хорошую учебу, но и за "успехи в спортивной, экспериментальной и инновационной деятельности". Обладатели медалей получат преимущественное право зачисления в вуз, если будут иметь при этом аттестат с отличием. Эксперты считают формулировки законопроекта неконкретными и указывают на возможные коррупционные последствия.

Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Ведомство предлагает поощрять школьников "за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности". Каковы критерия оценки этих успехов, авторы не уточняют.

Обладателей медалей приравнивают к льготникам, которые могут поступить в вуз на приоритетной основе. Правда, для этого у них должен быть аттестат с отличием. Кроме того, медалисты должны "успешно пройти вступительные испытания" вуза. В документе не указано, что именно имеется в виду: высокий балл ЕГЭ или же самостоятельные экзамены, которые есть лишь в нескольких учебных заведениях. Минобрнауки вчера не смогло прокомментировать этот вопрос

Напомним, медали для школьников были введены еще в 1944 году, тогда же было установлено, что золотой медалист зачислялся в вуз без вступительных экзаменов, а обладатель серебряной получал существенные льготы при поступлении. Медалью награждали за учебные достижения: школьник должен был учиться на одни пятерки по итогам четвертей в 10-11-м классах. Остальные критерии периодически менялись. После введения обязательного ЕГЭ медалисты потеряли любые льготы, а принятый в 2012 году закон "Об образовании" и вовсе не предусматривает подобных поощрений для отличников. Однако в некоторых регионах с этим не согласились: в Москве, Белгородской, Архангельской и некоторых других областях местные власти приняли собственные законы о введении золотых медалей.

Похожий законопроект в начале года внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета по образованию Вячеславом Никоновым. Он заявил, что поддерживает позицию Минобрнауки за одним исключением: ведомство предлагает, чтобы каждый регион устанавливал свою собственную медаль, а депутаты хотят единую для всей страны. "Школьникам будет полезнее получить отличие на федеральном уровне",— уверен господин Никонов. Кроме того, депутаты не предлагают отдельных льгот обладателям медалей — по их мнению, она должна быть подкреплена ученическим портфолио, которое собираются ввести уже в следующем году. Такое портфолио даст владельцу несколько дополнительных баллов ЕГЭ. Пока законопроект к рассмотрению не принят.

"Система медалей была введена из лучших побуждений, но в итоге процедура ее получения стала слишком многоступенчатой и непрозрачной,— говорит заслуженный учитель России Тамара Эйдельман.— Я знаю ребят, которые получили ее честно, большим трудом. Но знаю и школы, где каждый год выпускали по десятку медалистов, чего просто не может быть". Эксперт указывает и на неопределенность в формулировках нового законопроекта: "Непонятно, что значит "успехи в инновационной деятельности". Ребенок докладик сделал, и за это ему медаль дадут?" По мнению учителя, введение льгот за медаль неизбежно приведет к возникновению коррупционных схем. "В некоторых школах родителей потенциальных медалистов собирали в начале года и в открытую спрашивали, чем они могут помочь школе,— приводит пример госпожа Эйдельман.— С другой стороны, на учителей давили, чтобы они не ставили такому ребенку заслуженную четверку или даже тройку. Возвращения такой системы никто не хочет".

Александр Черных

Вся лента