«Год вряд ли будет легким»

Глава Минприроды Сергей Донской дает прогноз на лето

Каких санкций стоит ждать региональным властям по итогам проверки готовности к пожарам, корреспонденту “Ъ” ИВАНУ БУРАНОВУ рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ СЕРГЕЙ ДОНСКОЙ.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Каковы результаты проверки готовности регионов к пожарному сезону?

— В этом году мы начали проверять регионы с конца марта, закончим 25 апреля, но уже сейчас можно делать первые выводы. 24 субъекта федерации готовы, 25 субъектов — готовы частично. К ним есть претензии по готовности техники, неоконченному обучению людей, неукомплектованным пожарным подразделениям. Например, в Приморском крае обязательную тренировку по тактике и технике тушения лесных пожаров должны были пройти более трехсот человек, а в итоге прошли только 57 человек. Кроме того, до сих пор не все регионы заключили договоры с подрядчиками, которые будут участвовать в тушении лесных пожаров. В некоторых регионах — в Новосибирской области и на Чукотке — эта проблема возникает из года в год.

— В некоторых регионах есть задолженности перед подрядчиками. Это серьезная проблема?

— На данный момент речь идет о сумме более 500 млн руб. Мы предлагаем оплачивать подрядные работы из резервного фонда, который использует МЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и при угрозах населению. Тогда кредиторская задолженность перестанет накапливаться. Сейчас мы совместно ведем переговоры на эту тему с Минфином. Понятно, что коллеги сопротивляются, но в этом году тему мы должны закрыть.

— Есть ли аутсайдеры по итогам проверки?

— Это Тува, Дагестан и Камчатский край. В Туве основные вопросы по авиалесоохране. Там, к примеру, до сих пор не заключены договоры аренды воздушных судов. По нормативам у региона должно быть пять самолетов, но пока нет ни одного. Недостаточные запасы ГСМ, плохо подготовлены дороги и просеки для проезда техники. О чем говорить, когда противопожарное обустройство лесов в Туве запланировано только на второй—третий кварталы этого года! Очевидно, что это нужно было делать гораздо раньше.

Что касается других серьезных проблем, то в последние несколько лет мы, например, регулярно фиксируем низкую готовность средств пожаротушения в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Омской области и опять-таки в Туве. С этим регионом сложности возникают из года в год. Какие бы деньги им ни давали, пока все бесполезно. Между тем если регион и его руководитель заинтересованы хорошо подготовиться к пожарному сезону, то и результаты сразу видны. Например, в Саратовской области уже с начала апреля диспетчеры службы лесного хозяйства работают в круглосуточном режиме, там же открыта горячая линия для сообщений граждан о возгораниях. Другой пример: в прошлом году, чтобы улучшить эффективность обнаружения пожаров, Ленинградская область в помощь местным лесничествам разместила видеокамеры на вышках сотовых операторов.

— По Дальнему Востоку есть вопросы?

— Горит Амурская область, но губернатор Олег Кожемяко после прошлогодних пожаров предпринял усилия, занялся этой проблемой действительно серьезно. Хотя у меня лично вопросы возникают. К примеру, мы видим по спутниковым снимкам, что пожары наши в Забайкалье и на Дальнем Востоке заканчиваются у границы с Китаем и Монголией, а у соседей ничего горит, хотя леса те же самые и погода та же. Очевидно, что есть какие-то организационные недоработки.

— Как проверялись регионы?

— Рослесхозом совместно с МЧС разработана методика проверки. Проверяется каждый субъект. Создается межведомственная комиссия, которая делает комплексную оценку готовности региона — оценивает планы, технику, систему управления и взаимодействия всех сил и ведомств, которые могут быть задействованы в разных ситуациях. Если будут большие пожары, возникнет чрезвычайная ситуация и регион сам не сможет справиться, Рослесхозом принят план межрегионального маневрирования, который позволяет оперативно привлечь дополнительные силы из федерального резерва. Для переброски в регионы, где возникнет режим ЧС, есть более 3,5 тыс. человек парашютистов и десантников. Часть из них в центре, но большая часть рассредоточена по регионам. Так можно более оперативно действовать.

— Проверка проведена. Что дальше?

— Субъекты РФ должны в кратчайшие сроки принять меры и довести до требуемого уровня количество техники, людей и заключить договоры с подрядчиками, которые будут участвовать в тушении пожаров. Вопросы распределения ресурсов и дальнейшее взаимодействие с регионом мы выстраиваем именно исходя из того, как выполняются нормативы, установленные Рослехозом. Кроме того, результаты проверок направляются в органы прокуратуры и администрацию президента, где дают общую оценку работы субъекта федерации. В итоге, в том числе и на основе наших данных, оценивается работа руководителя региона.

Сколько нужно средств, чтобы доукомплектовать регионы техникой в этом сезоне?

— В госпрограмме на ближайшие три года зарезервировано более 2 млрд руб. на обновление техники, но этого недостаточно. Исходя из нормативов, необходимо еще 9 млрд руб. на технику. Часть средств на технику дают регионы из своих бюджетов. В то же время у нас есть примеры, когда уже имеющаяся техника не используется. Нам уже поступают данные с Дальнего Востока о том, что в некоторых местах власти до сих пор не начали реализацию своего противопожарного плана. Они считают, что травяные и степные пожары не представляют большой опасности, поэтому на ГСМ и людях можно пока сэкономить. Хотя большое количество пожаров возникает именно из-за того, что с травы огонь перекидывается на деревья. Регионы недопустимо долго раскачиваются. Видимо, рассчитывают на авось, надеясь, что пожары сами по себе затухнут. Как в 2012 году, когда целые города были окутаны дымом, а руководители субъекта в эти же дни уезжали в отпуск. Это абсолютно неприемлемо и не должно повторяться.

— Есть ли риск, что в этом году ситуация будет похожа на 2010 год, запомнившийся масштабными пожарами и катастрофическими последствиями?

— Учитывая неблагоприятные прогнозы синоптиков, этот год вряд ли будет легким. Лето ожидается сухое и жаркое, пожары начались очень рано, их количество стремительно растет, площади большие. В то же время ситуация 2010 года была вызвана не только экстремальными погодными условиями, но и плохим состоянием всей системы организации охраны лесов от пожаров. Опыт 2010 и 2012 года многому научил как регионы, так и федеральный центр, и даже возможное повторение аналогичных аномальных погодных условий не должно привести к столь катастрофическому развитию ситуации.

Вся лента