Ювелиры американской мечты

Екатерина Истомина о магазине Tiffany & Co. в ГУМе

На второй линии ГУМа, со стороны улицы Ильинка, открылся двухэтажный магазин великого американского ювелирного дома Tiffany & Co. Дизайн магазина является фирменным для этой марки: салон, чуть-чуть будуарный, но с торжествующими нотами американского ар-деко, с большими окнами, частично выходящими на Красную площадь, с бархатными портьерами классического небесного голубого цвета. Того самого цвета, в который окрашена и очаровательная заветная упаковочная коробка от Tiffany & Co.

История Tiffany & Co., основанного в 1837 году Чарльзом Льюисом Тиффани, построена иначе, чем, предположим, история любого великого ювелирного дома из Европы. Европейские ювелирные мастера предпочитают находить, изобретать, а потом тщательно пестовать свои собственные, личные сюжеты и темы. Так они, европейские ювелирные дома, словно деревья, постоянно растут ввысь. Совсем другое — у Tiffany & Co.: этот дом рос вширь, постоянно захватывая новые декоративно-прикладные территории. Начав бизнес с классических украшений, чуть, быть может, и подражавших европейским образцам, на рубеже XIX-XX веков Tiffany & Co. совершает резкий поворот — от псевдофранцузской классики, которую носили пухлые жены американских президентов и представительницы богатейших американских семейств, в сторону неожиданного, удивительного, одухотворенного и качественного модерна.

Сын основателя компании Луи Комфорт Тиффани изобретает свой собственный метод работы с кусочками цветного стекла и слюды: таким образом, в Tiffany & Co. открывается новое огромное направление — предметов декоративно-прикладного искусства. Роскошные, изобильные в своем могучем декоре лампы, вазы, панно, ширмы, созданные из кусочков стекла и слюды по разработкам Луи Комфорта Тиффани, дают тому право именоваться основателем американского варианта стиля модерн.

Вообще стилистические эпохи в Tiffany & Co. куда более заметные, резкие, чем у европейских ювелирных домов. К примеру, богатейший период ар-деко "ревущих" 1920-х годов, отмеченный массой шедевров и технических изобретений,— он, кстати, продолжается и сегодня, не только в витринах, но в эпохальном манифесте всего стиля, в "Великом Гэтсби". В последней по времени экранизации пронзительного романа Фицджеральда ювелиры Tiffany & Co. принимали участие наряду с тремя fashion-брендами — Prada, Miu Miu и Brook Brothers, приготовив особенную ювелирную коллекцию.

В Tiffany & Co. с большой радостью приветствовали не командную артистическую работу, как это часто принято в европейских ювелирных компаниях, а именно работу авторскую. Так, к примеру, широка, безгранична, славна эпоха Жана Шлюмберже, дизайнера, который довел до магического совершенства фигуративное буржуазное ювелирное искусство. Отдельная глава — история Эльзы Перетти, пришедшей работать в дом 1974 году поклонницы испанца Антонио Гауди, обратившей внимание, с одной стороны, на демократичное серебро, а с другой — на биологические "текучие" формы. Конечно, нельзя забыть о времени Паломы Пикассо, поступившей на службу в 1980-м, как она сама вспоминала позднее, "через сложные вступительные экзамены". С Пикассо во многом заслуженно связывают американский ювелирный дизайн 1980-х годов — с его торжеством желтого золота, огромных цветных камней и резкой геометрией форм. Архитектор Фрэнк Гери, строитель музея Гуггенхайма, также работал для Tiffany & Co.: его ювелирные украшения отличались непривычными материалами и архитектурными объемами.

Конечно же, для многих Tiffany & Co. был и остается скорее романтичным, семейным, порядочным, очень американским ювелирным домом — неслучайно сюда приходят за сентиментальными подарками, обручальными кольцами и кольцами для помолвки. Но, как свидетельствуют события романа "Завтрак у Тиффани" Трумена Капоте, такое лирическое отношение — только американская мечта. Дом Tiffany & Co. совсем не так чарующе прост, как хотелось бы думать.

Екатерина Истомина

Вся лента