«Трудовой кодекс в колониях не работает»

Заключенные нижегородской ИК-2 намерены судиться с администрацией учреждения

Заключенные женской нижегородской исправительной колонии (ИК) №2 намерены подать иски к администрации учреждения, которая, по их мнению, нарушает трудовые права. Осужденные женщины жалуются правозащитникам на неправильный учет рабочего времени, уменьшение трудового стажа и занижение зарплаты. В региональном ГУ ФСИН ранее называли жалобы заключенных безосновательными, а маленькие зарплаты объясняли вычитанием средств на содержание самих заключенных.

Бывшая заключенная Мария Алехина уверена, что в ИК-2 нужно повышать не столько квалификацию, сколько оплату труда осужденных

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Как сообщила „Ъ“ бывшая заключенная ИК-2 Мария Алехина, заключенные женской колонии намерены обратиться в суд с иском к руководству о нарушении их трудовых прав. В частности, они недовольны крайне низкой заработной платой, которая не соответствует реально отработанному времени. По ее словам, речь идет о «воровстве стажа», когда администрация колонии занижает фактическое время, проведенное за работой, и отказывается его оплачивать. Начать подготовку исковых заявлений планируется в среду, во время очередного визита Марии Алехиной в ИК.

Напомним, в конце 2013 года в общественную наблюдательную комиссию (ОНК) Нижегородской области от заключенных ИК-2 поступали жалобы о многочисленных нарушениях их прав. Правозащитники шесть раз выезжали в колонию, где изучали документы, в том числе и финансовые, и опрашивали осужденных.

В итоге ОНК обратилась в прокуратуру области, указав, что заработная плата осужденных женщин рассчитывается на основании табеля учета рабочего времени.

В прокуратуру также были представлены таблицы, позволяющие сравнить официально учтенное в табели время работы осужденных и рабочее время, определяемое на основании данных журнала выдачи инвентаря. Так, например, одна из осужденных за ноябрь 2013 года отработала, согласно журналу выдачи инвентаря, 198 часов 15 минут в течение 24 дней. Согласно же табелю учета рабочего времени, на основании которого начисляется заработная плата, осужденная отработала за указанный период лишь 56 часов в течение 8 дней. «В результате подобного занижения рабочих дней стандартной зарплатой в ИК-2 является 200–300 руб. в месяц, — поясняет Мария Алехина. — Больше получают лишь те осужденные, которые занимают чуть более высокие посты и сотрудничают с администрацией».

О результатах рассмотрения заключения ОНК (правозащитники подготовили 119-страничное обращение на имя заместителя прокурора области Вагиза Саттарова) пока неизвестно. Прокуратура области отправила эти материалы в нижестоящую райпрокуратуру. В ГУ ФСИН России по Нижегородской области вчера не стали комментировать инициативу правозащитников и возможные судебные иски, сославшись на большую загруженность делами. Однако ранее в управлении не признавали претензий осужденных ИК-2, указывая на то, что их зарплата начисляется в зависимости от количества произведенной продукции за месяц, кроме того, из нее удерживаются расходы по содержанию заключенных и обязательные отчисления. В результате сумма, зачисляемая на лицевой счет осужденного, оказывается меньше начисленной зарплаты.

Ситуация в ИК-2 является типичной, считает председатель нижегородского ОНК Александр Листков: «Трудовой кодекс в колониях не работает». «Колония заключает контракты с предприятиями-заказчиками, а с осужденными трудовые договоры не заключаются. На работу заключенный выводится по внутреннему приказу. Поэтому по всем нашим обращениям в трудовую инспекцию нам отвечают, что труд в ИК им не подведомственен. При этом действие Трудового кодекса на территории колоний никто не отменял», — отмечает господин Листков. По его мнению, чтобы решить проблему трудовых взаимоотношений между местами заключений и осужденными, ее необходимо выносить на уровень Госдумы РФ. Правозащитники планируют начать эту работу через Общественную палату и аппарат уполномоченного по правам человека при президенте РФ.

По словам юриста МРОО «Комитет против пыток» Антона Рыжова, если осужденные не смогут добиться справедливости в российских судах, то у них есть возможность обратиться в Европейский суд по правам человека, так как право на уважение собственности закреплено в Европейской конвенции. «Не думаю, что у истцов могут возникнуть какие-нибудь проблемы в отстаивании своих прав, — считает адвокат адвокатской конторы №9 Елена Губанова. — Процесс истребования доказательств через суд не зависит от того, находится истец под стражей или нет».

Антон Прусаков

Вся лента