"В Крыму ситуация совершенно другая. А мы живем и работаем по законам Украины"

Блицинтервью

Противники новых киевских властей в Харькове провели беспрецедентную акцию, отбив здание областной госадминистрации у радикалов-националистов. О ситуации во втором по величине городе Украины его мэр ГЕННАДИЙ КЕРНЕС рассказал корреспонденту "Ъ" ОЛЬГЕ КУЗНЕЦОВОЙ.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— От кого освобождали здание харьковской областной госадминистрации? Что за люди это были?

— Это были люди, которые сначала прятали свои лица под масками, имели оружие, в том числе автоматическое.

В здании были обнаружены и "коктейли Молотова", и взрывные устройства. Потом оказалось, что эти люди (при них были удостоверения личности) приехали с запада Украины — из Львова, Ивано-Франковска. Я думаю, что в администрации собрались разного толка националистические организации. Когда здание освободили, внутри я увидел невероятное зрелище: были разрушены стены, мебель, разбиты стекла, пахло бензином, найдены непонятные вещества.

— В прессе сообщалось, что наркотические...

— Это сейчас выясняют правоохранительные органы. Я призвал, чтобы расследование было объективным. Вообще мы занимаем нейтральную позицию. Мирные харьковчане, которые в момент штурма администрации пришли на митинг, собрались самостоятельно — в основном через соцсети. С нашей стороны не было никаких призывов.

— Как проходил штурм областной госадминистрации?

— Спонтанно. По словам очевидцев, люди, которые удерживали администрацию, бросили в своих оппонентов что-то вроде шумовой гранаты. Я в тот момент стоял на сцене, услышал хлопок, потом увидел клубы дыма. Затем послышались выстрелы. С чьей стороны они были — не могу сказать. Но я видел, что в обе стороны летят палки, кирпичи.

— Как действовали правоохранительные органы?

— Они с самого начала самоустранились. И я не могу понять, на каком основании они не освобождали администрацию, которая была захвачена незаконно. Вместо того чтобы обеспечить работу госорганов, они бездействовали и выжидали.

— Продолжится ли война за флаг на здании областной госадминистрации? Вы называли провокацией водружение российского флага...

— Флаг России находился там от силы пару часов, сейчас над зданием областной госадминистрации развевается флаг Украины. Провокации устраивали обе стороны — как радикалы, захватившие администрацию, так и пророссийски настроенные силы. Я с такой ситуацией уже сталкивался — 26 февраля на флагштоке горсовета тоже был поднят флаг России. Я встретился с теми, кто это сделал, и объяснил им: объявлять здание горсовета территорией другого государства противозаконно. Думаю, люди действовали не сознательно, а на эмоциях. Так и в этот раз — стоило поутихнуть страстям, российский флаг был убран, а украинский вернули на место.

— Если харьковчане ждут помощи от России, то в какой форме?

— У нас люди считают себя гражданами Украины. На востоке Украины Россию считают страной-побратимом. Мы испокон веков связаны родственными и торговыми отношениями, тем более Харьков приграничный город. Но я уверен, что подавляющее большинство — украинцев в том числе — здесь будет выступать за украинскую государственность.

— То есть ситуация у вас принципиально отличается от того, что происходит в Крыму?

— В Крыму ситуация совершенно другая: это автономная республика, у них есть своя конституция. А мы живем и работаем по законам Украины. Поэтому если мы законопослушные граждане и не пойдем на поводу у эмоций, то не позволим, чтобы наши митинги переросли в захват власти в пользу России.

— Как вы относитесь к решению украинских властей пригласить на должности глав местных администраций олигархов — Игоря Коломойского в Днепропетровске, Сергея Таруту в Донецке?

— Если люди добились успеха в жизни и если они патриоты — то почему бы и нет? Олигархи, которые создавали тысячи рабочих мест, на посту губернаторов могут проводить справедливую социальную политику. Тем более у них там есть тылы и база. Расширять полномочия органов власти на местах руководству страны все равно придется. Важно, чтобы авторитет, который есть у людей — будь то олигархи или региональные лидеры, работал на стабилизацию ситуации в регионах.

Вся лента