Бэкап в будущее

Сергей Белоусов, СЕО Acronis, инвестор

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Мы живем в мире, где количество информации постоянно увеличивается, а вопрос ее ценности становится все более острым. Однако большинство людей не делает резервных копий своих данных и даже особо не задумывается об этом. Это странно и глупо: бэкап — такая же естественная вещь, как, скажем, чистить зубы дважды в день.

Строго говоря, данные бывают двух типов: большую часть можно восстановить, даже если они полностью утеряны, но есть и те, которые вернуть нельзя. Например, фотографию — если она была уничтожена, то ее можно только инсценировать заново, но оригинал больше никогда не получить обратно. При этом потеря данных — обычное явление, которое время от времени происходит с каждым, и их все равно приходится восстанавливать, теряя на это время.

Мало кто задумывается, но времени у человека не так уж много. Предположим, если мы живем в среднем по 70 лет, то это 613 тыс. часов. Отнимаем время на сон — уже остается 357 тыс. часов. Первые 10 лет и последние 10 лет жизни, когда человек не очень понимает, что он делает, тоже можно вычесть. В итоге у человека остается примерно 200 тыс. часов, совсем мало. И потому пять или десять часов (если представить, что придется делать заново, например, важную презентацию), потраченные на восстановление данных,— это очень много. Не лучше ли превратить регулярный бэкап своей информации в привычку?

С копированием информации похожая ситуация. И она постепенно становится все более и более критичной: данные приобретают все большую роль, как и их приватность. В крупных корпорациях это поняли, там они всегда многократно сохранены и заархивированы. Компании среднего размера, как правило, защищают их частично, маленькие — почти ничего не архивируют, а частные пользователи обычно вообще об этом не думают. Нынешнее отношение к данным мне чем-то напоминает ситуацию с регулярным и полным медицинским обследованием: пока ты сильно не заболел, ты об этом и не думаешь. Люди относятся к подобным вещам реактивно, а не проактивно, и это глупо.

А теперь представьте, что будет, если, скажем, банк вдруг потеряет все данные. Это мгновенное банкротство. То же самое со страховыми компаниями, финансовыми организациями, да и любыми другими. Даже у ресторана большой объем информации хранится в электронном виде: карточки, кредитные истории, резерв столов. Потеря всего этого вызовет огромные потери для бизнеса. А если, скажем, утерять документацию самолета, его нельзя будет поднять в воздух. Именно поэтому у крупных компаний все многократно «забэкаплено» и заархивировано. У профессионалов, работа которых тесно связана с хранением информации,— тоже (у фотографов, художников, музыкантов или дизайнеров).

Сейчас объем данных постепенно увеличивается, через 10–20 лет мы попадем в ситуацию, когда компьютер будет вмещать информации больше, чем человеческий мозг. Людям будут вынуждены думать о том, где и как хранить данные. Те, кто уже сегодня пытается решить проблему, обычно делает это очень наивно: выкладывают их в сервисы типа Dropbox. И тут уже имеет смысл говорить о потере приватности: да, ты сохраняешь свои данные, но делаешь их доступными третьим лицам. Вряд ли кто-то хочет, чтобы про него знали все, поэтому выкладывать информацию о себе в интернете — неразумное решение. Возможно, однажды мы окажемся в мире, который описывали фантасты вроде Джорджа Оруэлла, и если такое произойдет, тот человек, у которого окажутся все данные, сможет всех контролировать. Сохраняя информацию в открытых сервисах, ты даешь возможность свободно их собирать.

У людей должна появиться культура работы с данными, культура самостоятельного их сохранения и приватности. Информация, наверное, самая важная вещь, ведь большинство «ценностей», которые человек приобретает в ходе жизни, очень быстро становятся ненужными. Девайсы, дома, машины — все устаревает. А данные можно совершенно спокойно хранить, и если они действительно важные, то будут ценными бесконечно долго.

Вся лента