Возобновляется ярмарка современного искусства Cosmoscow

В предстоящем сентябре в Манеже пройдет возрожденная ярмарка современного искусства Cosmoscow — ее премьера в 2010 году собрала массу положительных отзывов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Со своей ярмаркой современного искусства в Москве всегда были проблемы. Полтора десятилетия существовала только "Арт-Москва", которую организаторы, компания "Экспо-Парк", нынешней осенью чуть было не закрыли, но все же сумели провести в новом, "экономичном" формате. Новая ярмарка Cosmoscow, которая прошла зимой 2010 года на "Красном Октябре", смотрелась очень выигрышно: крупные западные галереи, интересные художники, отличные отзывы критиков. Директором ярмарки была коллекционер Маргарита Пушкина, консультантом — галерист Владимир Овчаренко. Коммерческие итоги ярмарки, как это у нас принято, остались неизвестными.

Теперь объявлено, что ярмарка возрождается. Содиректором Маргариты Пушкиной стала Сандра Недвецкая (см. интервью с обеими), прежде отвечавшая за развитие Christie's на территории России и СНГ. Замыслы директоров чрезвычайно амбициозны: ярмарка должна представить современное искусство самого высокого качества, работы и именитых, и начинающих художников; будет включать образовательные и благотворительные проекты. По замыслу галереи, художники и их работы на Cosmoscow будут тщательно отбираться экспертами, советами будут помогать и коллекционеры (объявлены имена Антуана Арно и Натальи Водяновой, Терезы Мавики и других) — так, чтобы удовлетворить запросы московских покупателей. Впрочем, список галерей-участниц пока не анонсируется, за исключением лондонской Campoli Presti.

Татьяна Маркина

«Мы постараемся совместить коммерческую и интеллектуальную составляющие»

САНДРА НЕДВЕЦКАЯ, директор ярмарки Cosmoscow, ответила на вопросы ТАТЬЯНЫ МАРКИНОЙ.

— Как будут выбираться галереи?

— Мы бы хотели, чтобы участниками ярмарки были не просто большие известные галереи, а те, у которых есть своя специальная программа с молодыми художниками, которых пока нет на вторичном рынке. Лиз Десшен, Тасита Дин, Кристофер Уильямс, Матт Сондерс — они малоизвестны в России и не продаются на Sotheby`s и Christie`s, хотя их работы есть в западных музеях и коллекциях. Это важные и перспективные имена. Однако Cosmoscow — не биеннале, а ярмарка; мы постараемся совместить коммерческую и интеллектуальную составляющую и поможем галереям-участникам сделать правильный отбор работ. На первый раз мы не будем представлять слишком концептуальных художников и будем выбирать более традиционные медиа. Например, Фред Сандбек, которого называют «художник пустоты»,— это, пожалуй, рано. А фотограф Кристофер Уильямс, которого одновременно называют и концептуальным, и «глянцевым»,— уже пора. Хотя я знаю, что покупатели интеллектуального современного искусства в России уже имеются.

«Это история на вырост»

МАРГАРИТА ПУШКИНА, директор ярмарки Cosmoscow, ответила на вопросы ТАТЬЯНЫ МАРКИНОЙ.

— Почему Cosmoscow?

— Это игра слов, рождающая ассоциацию с чем-то вроде «because Moscow».

— Каковы были итоги первой Cosmoscow и что вы планируете поменять?

— В прошлый раз был явный цейтнот. Но можно говорить о том, что ярмарка состоялась. Очень многие потом ждали продолжения. Мы учитываем предыдущий опыт, закладываем определенные риски, но будем стараться их минимизировать. Если рассматривать Cosmoscow как своего рода старт-ап, у нас есть концепция его дальнейшего развития. Главное, чтобы он ассоциировался с успехом. Нам важно сделать все на высоком качественном уровне, так как от этого будет зависеть дальнейшая судьба проекта. Это история «на вырост». Для России — это не еще одна ярмарка, а необходимый инфраструктурный элемент. Мы все нуждаемся в событиях подобного уровня. Наша задача в том, чтобы представить свою страну интересной для иностранных участников, при этом развивая собственный рынок современного искусства.

— Вы собираетесь сами отбирать в галереях художников и работы, ориентированные на вкусы российских коллекционеров?

— Основной посыл ярмарки в том, что мы предлагаем покупателям уже некий экспертный отбор. Мы акцентируем на этом внимание, так как у нас в Москве, например, происходит очень много всего. Существует много галерей, но о качестве люди с трудом могут составить впечатление. Но это двусторонний процесс: иностранные галеристы знают про нас очень немного. Мы помогаем галереям-участникам советами, в том числе и в отношении работ, которые они планируют привезти, эти советы мы должны давать с учетом понимания вкусов наших коллекционеров. У нас в экспертном совете владелица галереи Campoli Presti Эмануэла Камполи. Наш совет коллекционеров помогает нам. Я думаю, что состав экспертного совета в ближайшее время пополнится русскими арт-профессионалами.

— Почему ярмарка практически совпадает по датам с «Арт-Москвой»?

— Даты у нас пересеклись случайно. В первую очередь мы ориентировались на календарь международных событий. У международных участников очень большой выбор, поэтому мы пытались найти время, чтобы избежать конкуренции с ведущими международными ярмарками. Кроме того, мы ориентировались на московский календарь светских событий, и исходили из тех дат, которые нам смог предложить Манеж.

Вся лента