Гений места

Ван Вушенг в галерее Brucie Collections

Выставка\Фотография

В столичной галерее Brucie Collections проходит выставка знаменитого китайского фотографа Ван Вушенга. Рассматривая его снимки, АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ услышал музыку небесных сфер.

"Восток — дело тонкое",— говаривал небезызвестный персонаж товарищ Сухов. А уж Дальний Восток с его тысячелетними философскими, художественными и поэтическими традициями — тем более. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить Лао-Цзы, Ли Бо или более близких к нам по времени Вэнь Туна и Ци Байши. Впрочем, речь сейчас не о них. Хотя в какой-то мере и о них тоже, поскольку, попав на выставку Ван Вушенга в галерее Brucie Collections, в первую очередь задумываешься о культурной преемственности.

Этот мастер считается одним из самых значительных фотографов современного Китая. Он родился в 1945 году в городе Вуху китайской провинции Аньхой. Профессионально занимается фотографией с начала 1970-х годов, когда поступил репортером в местную газету. Правда, иллюстрирование новостей Ван Вушенг сразу же стал совмещать с творческой деятельностью. В 1981 году он переехал в Токио, где получил второе — уже художественное — образование, и с тех пор живет между Японией и Китаем.

Идея же его главного и, в общем-то, принесшего фотографу известность проекта необычайно проста: вот уже 40 лет Ван Вушенг снимает родную провинцию, точнее, горную гряду Хуаншань, включенную в 1990 году ЮНЕСКО в список природных объектов всемирного значения. По легенде, этот горный массив в VIII веке окрестил Желтыми горами знаменитый китайский поэт Ли Бо.

В драматичной, масштабной серии "Небесная сфера" Ван Вушенг, следуя традиции китайской графики, показывает черно-белую страну чудес, расположенную между небом и землей. Когда смотришь на эти фотографии, невольно вспоминаешь легкие, воздушные акварели великого мастера каллиграфии Ци Байши. Как и работы многих других китайских художников, вдохновлявшихся этим горным массивом, снимки Ван Вушенга отличают глубочайшая преданность предмету изображения и утонченное мастерство. Естественные формы природы предстают тут как знаки спокойного и необратимого течения времени, зримое воплощение самого понятия вечности.

Историк искусства профессор Ву Тен в свое время очень точно и поэтично отозвался об этих работах: "Их образ — симфония тьмы и света, материальности и пустоты. Странный вертикальный пик выступает будто из осенних паутинок, скрывающих глубокую бездну. Ее впечатляющая масса, которую обрисовывают силуэты высоких деревьев на заднем плане, подчеркивается глубокими пропастями, вырисовывающимися перед ней".

На выставке в галерее Brucie Collections экспонируются около двух десятков черно-белых фотографий из грандиозной серии Ван Вушенга о горе Хуаншань. На снимках отвесные, причудливые пики, поросшие деревьями, выступают из тумана, скрывающего бездонную пропасть. Но кажется, что на самом деле там скрывается главная тайна бытия.

Вся лента