Электростанции заплатят за новые сети

Генкомпании компенсируют ФСК 77 млрд руб.

Федеральная сетевая компания (ФСК) объяснила, как ей удастся практически сохранить объемы строительства ЛЭП и подстанций в 2014–2017 годах при сокращении финансирования инвестпрограммы на четверть. Оптимизация капитальных и операционных затрат обеспечит лишь 22% экономии. Но еще 12% расходов будут переложены на генерирующие компании: согласно новым правилам, они сами будут оплачивать присоединение к сетям новых энергоблоков. В 2014–2017 годах это принесет ФСК около 77 млрд руб.

ФСК наконец объяснила, где собирается искать резерв средств для финансирования своей инвестпрограммы в условиях заморозки тарифов естественных монополий. Как писал “Ъ” 27 января, обновленный вариант инвестпрограммы ФСК на 2014–2019 годы, представленный в Минэнерго, предусматривал незначительные корректировки в объемах строительства при сокращении инвестиций сразу на четверть. По контрольным 2014–2017 годам (этот период учитывался в прошлом проекте инвестпрограммы) физический объем лишь на 1% уступал исходному варианту по вводам ЛЭП и на 6% — по трансформаторной мощности (строительство подстанций), а инвестиции в строительство снижались сразу на 24%, до 471 млрд руб. Исходный вариант пятилетней инвестпрограммы на 2013–2017 годы, одобренный до решения правительства о сдерживании роста тарифов в 2014–2016 годах, предусматривал годовое финансирование в объеме 154,6–155,5 млрд руб.

За счет тарифной выручки теперь можно покрыть только 40% прежней инвестпрограммы или 52% в ее обновленном варианте (246 млрд руб.), пояснили в компании. Но еще 22% объема финансирования компания планирует изыскать за счет оптимизации капитальных и эксплуатационных затрат — это позволит высвободить примерно 133 млрд руб., говорят в ФСК. За счет оптимизации компания должна привести к 2017 году удельные затраты за 1 МВА трансформаторной мощности к 3,49 млн руб. и на 1 км ЛЭП — к 15,26 млн руб., сократив их на 30%. Расчеты с прямыми потребителями по заявленной, а не фактической мощности до 1 июля 2015 года позволят сэкономить еще 2% от исходной инвестпрограммы (около 15 млрд руб.).

Но часть финансирования ФСК намерена переложить на генерирующие компании. За счет техприсоединения энергоблоков к своим сетям в 2014–2017 годах компания рассчитывает получить около 77 млрд руб. доходов, закрыв 12% потребности в финансировании инвестпрограммы. «В прошлом году вступил в силу ФЗ №308, который говорит о том, что генерирующие компании будут оплачивать ФСК ЕЭС присоединение к единой энергосистеме в полном объеме с учетом расходов на развитие,— говорит председатель правления ФСК Андрей Муров.— В этой связи для нас становится важным, чтобы в рамках реализации инвестпрограммы мы получили плату за техприсоединение». Для ФСК появляется большой источник доходов, который позволяет компенсировать практически все выпадающие доходы, появившиеся в связи с тарифными ограничениями, пояснил он. По его словам, если сейчас ФСК получает от техприсоединения порядка 1–1,5 млрд рублей в год с учетом оплаты инвестиционной составляющей, не включающей расходы на развитие существующей сети, к 2017 году этот показатель выйдет на уровень 20 млрд руб. в год.

Ранее генкомпании наравне с потребителями обязаны были оплачивать при техприсоединении только расходы на развитие сетей от существующих объектов до присоединяемых объектов электроэнергетики. Из-за изменений, вступивших в силу 6 ноября 2013 года, генерация, входящая в Единую энергосистему, обязана компенсировать и инвестсоставляющую техприсоединения. То есть в плату могут быть включены все мероприятия по развитию прилегающей сети, в том числе реконструкция электросетевых объектов, которые не связаны непосредственно с выдачей мощности нового генерирующего объекта, поясняют в «РусГидро». Говорить о конкретных цифрах по увеличению расходов генкомпаний на текущий момент невозможно, добавляют в компании. Эта норма не распространяется на АЭС: между «Росэнергоатомом» и ФСК действует соглашение, по которому сетевая компания обязана финансировать схему выдачу мощности для АЭС из собственной инвестпрограммы, считает источник “Ъ” в «Росэнергоатоме».

По словам господина Мурова, основным источником финансирования инвестпрограммы останутся собственные средства ФСК с минимальным привлечением заемных средств. Инвестиции компании рассчитываются исходя из соотношения чистый долг/EBITDA на уровне не выше 3. Программа сформирована без учета заявки на средства Фонда национального благосостояния, в том числе на объекты энергоснабжения БАМа и Транссиба в размере около 70 млрд руб., поясняет господин Муров.

Заявленные доходы от техприсоединения генерации выглядят нереалистично, поскольку вводы новых электростанций по ДПМ подходят к концу, в 2016–2017 годах будет резкое падение новых вводов — по 1,5 ГВт в год и никаких новых проектов не ожидается, считает аналитик «Ренессанс капитала» Владимир Скляр. У «РусГидро» из крупных строек остаются только электростанции на Дальнем Востоке, но их техприсоединение обеспечивает ДРСК (входит в «РАО ЭС Востока», подконтрольное той же «РусГидро»), поясняет он. Долговой ресурс ФСК также сильно ограничен: в этом году компания решила занять еще 100 млрд руб.— в таком случае соотношение долг/EBITDA достигнет критической отметки 3,5–3,7, заключает господин Скляр.

Почему откладывают приватизацию ФСК

В ноябре 2013 года ФСК, решившая начать длительную процедуру по подготовке к приватизации части госпакета (подконтрольным государству «Российским сетям» принадлежит 80,6% акций ФСК), столкнулась с необходимостью соотнести номинальную стоимость акций с реальной рыночной ценой бумаг. Читайте подробнее

Наталья Скорлыгина, Анастасия Фомичева

Вся лента