Украинцев поторопили в будущее

Участники Мюнхенской конференции грудью встали на защиту их права на правильный выбор

В центре внимания прошедшей в Мюнхене международной конференции по безопасности были два кризиса — сирийский и украинский. Первый должен был стать приоритетным, на деле же больше говорили о втором. Главе делегации РФ Сергею Лаврову пришлось выслушать немало претензий со стороны западных коллег. Но в долгу он не остался. С подробностями из Мюнхена — корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.

Украина и ЕС

Состоявшаяся в конце недели Мюнхенская конференция по безопасности была юбилейной, 50-й, и в столицу Баварии съехались президенты, премьеры и министры из почти 90 стран. Впрочем, судя по ажиотажу, едва ли не главными гостями оказались два участника, никаких официальных постов пока не занимающие: лидеры украинской оппозиции Виталий Кличко и Арсений Яценюк. Журналисты не давали им прохода, а западные делегаты, включая госсекретаря США Джона Керри, жаждали с ними пообщаться. И фактически все, кто прорывался к трибуне, считали своим долгом высказаться по украинскому вопросу. Украинская тема в Мюнхене затмила даже сирийскую. В связи с чем делегации РФ пришлось выслушать немало нелестных слов.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен с ходу объявил: "Украина должна быть свободна в выборе своего пути без вмешательства извне". "Будущее Украины связано с ЕС",— продолжил тему президент Европейского совета Херман Ван Ромпей. Обвинив Россию в "нечестной игре" и "давлении на Киев", он предупредил, что у ЕС есть свои козыри: "Наш пряник — привлекательный образ жизни, а кнут — закрытая дверь". Еще жестче высказался глава Госдепа Джон Керри: "Будущее Украины не должно зависеть от доминирования одной страны и не должно быть предметом принуждения. Нигде нынче борьба за демократическое будущее столь не важна, как на Украине. США и ЕС плечом к плечу с украинским народом в этой борьбе". После чего господин Керри призвал Киев выбрать, с кем ему быть: со всем миром или с одной страной (Россией, понятное дело).

Сергей Лавров отбивался как мог. Джона Керри он обвинил в незнании арифметики. Главу Евросовета упрекнул в непоследовательности: нелогично признавать за народом Украины право выбора, "но тут же добавлять, что ее будущее — в ЕС". Всех остальных Сергей Лавров призвал задуматься над тремя "фундаментальными" вопросами: какое отношение разжигание уличных протестов имеет к продвижению принципов демократии; почему не слышно осуждающих голосов в адрес тех, кто захватывает административные здания, нападает на полицейских, выступает с расистскими, антисемитскими и нацистскими лозунгами; почему многие европейские политики фактически поощряют подобные действия, хотя у себя дома жестко пресекают любые подобные отступления от буквы закона. По выражениям лиц западных коллег Сергея Лаврова нельзя было сказать, что они считают эти вопросы жизненно важными: хлопали ему вяло.

Впрочем, как минимум одна делегация была готова подписаться почти под каждым словом господина Лаврова — ее возглавлял и. о. министра иностранных дел Украины Леонид Кожара. Он пожаловался российскому коллеге, что "ситуация вокруг Украины нагнетается даже в Мюнхене", и сказал, что Киев не хочет быть "разменной монетой в геополитических играх". "Мы хотим, чтобы никто не мешал нашему стратегическому партнерству с Россией,— твердо объявил господин Кожара и тут же добавил: — Евросоюз нас тоже притягивает".

Сирийские власти и оппозиция

Гражданскую войну в Сирии в Мюнхене обсуждают уже третий год подряд, а конца ей все не видно. Только что завершившийся первый раунд мирной конференции "Женева-2", по признанию спецпредставителя ООН по Сирии Лахдара Брахими, "закончился ничем". Сергей Лавров был более оптимистичен, назвав итоги переговоров "скромными, но обнадеживающими". А Джон Керри призвал сирийские стороны ускорить работу над созданием переходного правительства.

По словам источника "Ъ" в российской делегации, за закрытыми дверями госсекретарь "весьма настойчиво" убеждал Сергея Лаврова оказать давление на переговорщиков со стороны сирийского президента Башара Асада с тем, чтобы те "перестали тянуть время". Он также вновь призвал российского коллегу убедить Асада отказаться от власти. Российский министр, по словам собеседника "Ъ", "в сотый раз ответил, что это должны решать сами сирийцы", и предложил американцам самим наладить диалог с Дамаском.

Впрочем, у Москвы, по данным "Ъ", есть идеи, как сделать второй раунд (он начнется 10 февраля) более результативным. Делегация РФ, по словам собеседника "Ъ", предложила упорядочить переговоры, разбив сирийцев на рабочие группы по конкретным вопросам (о локальных перемириях, доставке гуманитарных грузов, обмене списками пленных, создании переходного правительства). "А то в первом раунде оппозиция хотела говорить только о смене власти",— заявил собеседник "Ъ". Кроме того, Россия считает необходимым расширить состав делегации противников Башара Асада за счет внутрисирийской оппозиции. "В первом раунде участвовали только оппозиционеры-эмигранты, которые не контролируют ситуацию во многих регионах Сирии",— пояснил логику Москвы собеседник "Ъ".

Россия и НАТО

Обсуждались в Мюнхене и отношения России с НАТО и ЕС. Тут тоже не обошлось без взаимных упреков. "Россия называет НАТО "угрозой", размещает свои самолеты в Белоруссии, ракеты — в Калининграде и военные силы — в Арктике! — возмущался Андерс Фог Расмуссен.— Мы слышали об опасениях РФ, что система ПРО подорвет российский потенциал стратегического сдерживания. Это противоречит фактам и законам физики. Альянс предложил наладить связь между нашими системами ПРО. До сих пор Россия отвергала это предложение. Предлагаю установить разумный крайний срок и достигнуть прагматичных договоренностей, как двигаться дальше".

Когда слово взял Сергей Лавров, выяснилось, что у России к НАТО едва ли не зеркальные претензии. "Возобновление разговоров об "угрозе с Востока" как минимум вызывает недоумение,— заявил он.— Тем более что продолжается наращивание военной инфраструктуры на восточных рубежах НАТО, проводятся учения, причем не для борьбы с терроризмом (как проводит Россия с партнерами), а по сценарию ст. 5 Вашингтонского договора". Комментируя же слова генсека НАТО о том, что их ПРО носит оборонительный характер, российский министр возразил, что — "когда к "ядерному мечу" добавляется "ракетно-ядерный щит" — искушение воспользоваться этими возможностями становится достаточно высоким". Выходило, что это НАТО не хочет сотрудничать с Россией по ПРО.

Господа Лавров и Расмуссен, казалось, могли еще долго спорить о наболевшем. Хотя у них буквально пару недель назад был разговор тет-а-тет, и тогда, по словам российского министра, генсек ничего из перечисленного "не высказал". "Если есть интерес всерьез разговаривать, это нужно делать не через аудиторию",— упрекнул партнера господин Лавров. Впрочем, мюнхенская аудитория была от их перепалки, похоже, в восторге.

Вся лента