Железнодорожники пошли в лизинг

"Рэйлтрансхолдинг" купил лизингового оператора ЗР

УК "Рэйлтрансхолдинг" в конце 2013 года выкупила лизинговую компанию 3Р, владеющую 5,5 тыс. вагонов. По оценкам экспертов, актив мог стоить порядка 4,5 млрд руб., а после сделки "Рэйлтрансхолдинг" занял второе место в России на рынке операционного лизинга вагонов. Не исключено, что приобретение актива и увеличение своего парка вагонов потребовалось "Рэйлтрансхолдингу" для выхода на IPO.

Фото: Иван Шаповалов, Коммерсантъ

Железнодорожный оператор УК "Рэйлтрансхолдинг" купил лизинговую компанию ЗР, рассказали "Ъ" источники на рынке. По их данным, сделка была закрыта осенью. Это подтвердили и в обеих компаниях, но от дальнейших комментариев отказались. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров оценил стоимость ЗР в 4,5 млрд руб., но, по словам гендиректора одного крупного оператора, им этот актив предлагался дороже — за $300 млн. "Мы вели переговоры два года, но так и не договорились по цене",— признается он. Другие опрошенные "Ъ" операторы также сообщили, что давно слышали о желании акционеров ЗР выйти из железнодорожного бизнеса.

ЗАО ЗР образовано в 2007 году в результате ребрендинга компании "Центросоль"' созданной в 1994 году. По данным "СПАРК-Интерфакс", акционерами ЗР были Александр Николаев и Михаил Мовшевич, занимавшие в компании в разное время руководящие посты. По сведениям агентства "Infoline-Аналитика", в парке ЗР 5,5 тыс. вагонов, около 2 тыс. вагонов компания оперирует самостоятельно, остальное сдает в аренду. Объем перевозок — около 3 млн тонн в год. Финансовые результаты компании не раскрываются.

"Рэйлтрансхолдинг" помимо перевозок специализируется на производстве (Новозыбковский машиностроительный завод мощностью до 10 тыс. вагонов в год) и ремонте вагонов (Брянское вагоноремонтное депо). Реальные владельцы компании неизвестны (по данным СПАРК, 99% акций принадлежат кипрскому офшору), но, по словам собеседников "Ъ", УК контролирует ее гендиректор Сергей Шпак, ранее бывший вице-президентом украинского "Азовмаша". Собственный парк компании — 12 тыс. вагонов (с учетом лизинга). По данным "Infoline-Аналитики", в 2012 году выручка УК — 18,8 млрд руб., чистая прибыль — 235 млн руб.

В 2013 году было заключено несколько сделок по купле-продаже железнодорожных операторов (см. таблицу), но все они, как правило, объяснялись желанием покупателей приобрести контракт на грузовую базу. Так, еще в начале года Globaltrans закрыл сделку по покупке у Магнитогорского металлургического комбината "ММК-Транса" за $225 млн, весной "Запсиб-Транссервис" приобрел кэптивного оператора Кузбасской топливной компании Кузбасскую транспортную компанию (ориентировочная цена — до $260 млн), а в октябре Первая грузовая компания Владимира Лисина купила у "Северстали" "Стальтранс" за $160 млн.

Но у "Рэйлтрансхолдинга" могли быть иные мотивы покупки ЗР, считает Михаил Бурмистров. "Думаю, эта сделка была необходима компании для выхода на рынок ценных бумаг или подготовки к IPO",— полагает он. Господин Бурмистров отметил, что после покупки ЗР УК заняла второе после Brunswick Rail место среди железнодорожных компаний, специализирующихся на операционном лизинге, и похоже, что компания выстраивает аналогичную бизнес-модель. Но при этом долг "Рэйлтрансхолдинга" мог значительно вырасти: один из собеседников "Ъ" среди операторов предположил, что теперь общий долг "Рэйлтрансхолдинга" — порядка 40 млрд руб. Но, по мнению господина Бурмистрова, даже с учетом планируемой покупки цистерн для СУГ у "Рузхиммаша" долговая нагрузка УК вряд ли выше 25 млрд руб.

Юлия Галлямова

Вся лента