Парадную лестницу Национального художественного музея Украины украшают два живописных герба Миколы Маценко, иронического изобретателя новой государственной символики для нового государства. На одном — "геральдические" хряки, вставшие на дыбы, аки царственные львы, на другом — "геральдический" кукурузный початок, взвившийся в космические выси ракетой. Барочный язык эмблем, позволяющий уложить сложное повествование — например историю Украины от Хрущева до наших дней — в одну картинку, явлен нам тут во всем своем великолепии. Где имперские гербы — там и имперская роскошь: подле геральдических опусов Миколы Маценко выложены "Брильянты" Жанны Кадыровой, хоть и кафельные, зато каждый размером с хороший арбуз. Выставку, подобную "Мифу "Украинское барокко"" кураторов Галины Скляренко и Оксаны Баршиновой, трудно представить себе сегодня в стенах Третьяковки, осторожно предпочитающей монографические ретроспективы, или Русского музея, бесконечно льющего на головы зрителей какую-нибудь "воду в искусстве". И не только потому, что под стенами Третьяковки или Русского немедленно нарисовалась бы воинственная толпа духовно озабоченных "хоругвеносцев". Киевская выставка, сделанная, между прочим, без всякого ерничества и не ради утверждения жанра "современное искусство в традиционном музее" (под нее, и правда, отведен целый этаж в постоянной экспозиции),— это остроумная и культурологически добросовестная деконструкция ключевого понятия национальной истории искусства: украинское, оно же казацкое, барокко сквозь века, с XVII по XXI.