Как снимал свои картины Эльдар Рязанов
Редкие кадры со съемочных площадок знаменитых фильмов мастера
В роли Шурочки Азаровой, героини фильма «Гусарская баллада», Эльдар Рязанов видел Алису Фрейндлих. Однако образ, созданный актрисой на пробах, оказался слишком женственным. В итоге Шурочку сыграла студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. Взять Юрия Яковлева на роль поручика Ржевского режиссеру посоветовал Иван Пырьев
На фото: Эльдар Рязанов, Лариса Голубкина и Юрий Яковлев на съемках фильма «Гусарская баллада», 1962 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Картина «Дайте жалобную книгу» стала первым черно-белым художественным фильмом Эльдара Рязанова. Он сознательно отказался от цвета, чтобы уйти от условности сюжета и характеров, описанных в сценарии, и снять «правдивую комедию»
На фото: Эльдар Рязанов (слева) с актерами и съемочной группой фильма «Дайте жалобную книгу», 1964 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Роль директора ресторана «Одуванчик» Татьяны Шумовой в комедии «Дайте жалобную книгу» режиссер сразу предложил Ларисе Голубкиной. Она поначалу отказалась, посчитав образ скучным. Эльдар Александрович был согласен с актрисой и вместе с ней встретился со сценаристом картины Александром Галичем, который по их просьбе внес изменения в сюжет
На фото: Эльдар Рязанов (в центре) и Лариса Голубкина (справа) на съемках фильма «Дайте жалобную книгу», 1964 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
В основу комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» лег сценарий Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Спагетти по-русски». Он был написан в 1970 году, но отвергнут руководством Госкино. Реализовать его удалось благодаря тому, что после съемок эпопеи «Ватерлоо» Сергея Бондарчука итальянские партнеры задолжали киностудии «Мосфильм», и эти деньги требовалось срочно вложить в совместное производство
На фото: Эльдар Рязанов (в центре) на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Фильм «Служебный роман» был снят по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы», к тому времени с успехом поставленной в 134 театрах страны. Еще на этапе написания сценария будущей картины режиссер получил от руководства киностудии «Мосфильм» свободу на утверждение исполнителей и определился с основным актерским составом
На фото: Эльдар Рязанов (слева), Светлана Немоляева и Андрей Мягков на съемках фильма «Служебный роман», 1976 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Сюжет сатирической комедии «Гараж» основан на реальном случае из жизни Эльдара Рязанова. В то время он был пайщиком гаражного кооператива, строительство которого длилось уже 10 лет. На одном из заседаний правление объявило, что исключает из кооператива несколько человек. Эльдару Александровичу было совестно, что он повел себя как трусливое большинство и не защитил исключенных. Сценарий, написанный им вместе с Эмилем Брагинским, стал своеобразным выступлением, на которое он не решился в жизни
На фото: Эльдар Рязанов (слева) и Игорь Костолевский на съемках фильма «Гараж», 1979 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Идея фильма «О бедном гусаре замолвите слово» пришла к Эльдару Рязанову, когда он в Петропавловской крепости снимал один из эпизодов комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Режиссер представил, как в этих декорациях мог бы смотреться гусарский полк
На фото: Эльдар Рязанов на съемочной площадке фильма «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Эльдар Рязанов считал фильм «Вокзал для двоих» завершением трилогии о любви, в которую входили также картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». По мнению режиссера, все они рассказывают о том, как два прекрасных, но невезучих человека находят друг друга в быстротекущем потоке жизни
На фото: Эльдар Рязанов и Олег Басилашвили на съемках фильма «Вокзал для двоих», 1982 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Фильм «Жестокий романс», снятый по пьесе Островского «Бесприданница», — единственная экранизация русской классики в фильмографии Эльдара Рязанова. По словам Никиты Михалкова, на съемочной площадке режиссер прислушивался к идеям актеров, позволял им импровизировать, нередко делая исполнителей соавторами той или иной сцены
На фото слева направо: Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Виктор Проскурин и Алексей Петренко на съемках фильма «Жестокий романс», 1984 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Пьеса «Аморальная история» была написана Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым в 1976 году. Но тогда жесткую сатиру на бюрократию не взялся поставить ни один театр. Киносценарий тоже был отклонен. Приступить к съемкам фильма «Забытая мелодия для флейты» по переработанному сценарию удалось лишь спустя 10 лет, уже в эпоху перестройки
На фото: Эльдар Рязанов на съемках фильма «Забытая мелодия для флейты», 1987 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
В роли Шурочки Азаровой, героини фильма «Гусарская баллада», Эльдар Рязанов видел Алису Фрейндлих. Однако образ, созданный актрисой на пробах, оказался слишком женственным. В итоге Шурочку сыграла студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. Взять Юрия Яковлева на роль поручика Ржевского режиссеру посоветовал Иван Пырьев
На фото: Эльдар Рязанов, Лариса Голубкина и Юрий Яковлев на съемках фильма «Гусарская баллада», 1962 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Картина «Дайте жалобную книгу» стала первым черно-белым художественным фильмом Эльдара Рязанова. Он сознательно отказался от цвета, чтобы уйти от условности сюжета и характеров, описанных в сценарии, и снять «правдивую комедию»
На фото: Эльдар Рязанов (слева) с актерами и съемочной группой фильма «Дайте жалобную книгу», 1964 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Роль директора ресторана «Одуванчик» Татьяны Шумовой в комедии «Дайте жалобную книгу» режиссер сразу предложил Ларисе Голубкиной. Она поначалу отказалась, посчитав образ скучным. Эльдар Александрович был согласен с актрисой и вместе с ней встретился со сценаристом картины Александром Галичем, который по их просьбе внес изменения в сюжет
На фото: Эльдар Рязанов (в центре) и Лариса Голубкина (справа) на съемках фильма «Дайте жалобную книгу», 1964 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
В основу комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» лег сценарий Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Спагетти по-русски». Он был написан в 1970 году, но отвергнут руководством Госкино. Реализовать его удалось благодаря тому, что после съемок эпопеи «Ватерлоо» Сергея Бондарчука итальянские партнеры задолжали киностудии «Мосфильм», и эти деньги требовалось срочно вложить в совместное производство
На фото: Эльдар Рязанов (в центре) на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Фильм «Служебный роман» был снят по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы», к тому времени с успехом поставленной в 134 театрах страны. Еще на этапе написания сценария будущей картины режиссер получил от руководства киностудии «Мосфильм» свободу на утверждение исполнителей и определился с основным актерским составом
На фото: Эльдар Рязанов (слева), Светлана Немоляева и Андрей Мягков на съемках фильма «Служебный роман», 1976 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Сюжет сатирической комедии «Гараж» основан на реальном случае из жизни Эльдара Рязанова. В то время он был пайщиком гаражного кооператива, строительство которого длилось уже 10 лет. На одном из заседаний правление объявило, что исключает из кооператива несколько человек. Эльдару Александровичу было совестно, что он повел себя как трусливое большинство и не защитил исключенных. Сценарий, написанный им вместе с Эмилем Брагинским, стал своеобразным выступлением, на которое он не решился в жизни
На фото: Эльдар Рязанов (слева) и Игорь Костолевский на съемках фильма «Гараж», 1979 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Идея фильма «О бедном гусаре замолвите слово» пришла к Эльдару Рязанову, когда он в Петропавловской крепости снимал один из эпизодов комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Режиссер представил, как в этих декорациях мог бы смотреться гусарский полк
На фото: Эльдар Рязанов на съемочной площадке фильма «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Эльдар Рязанов считал фильм «Вокзал для двоих» завершением трилогии о любви, в которую входили также картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». По мнению режиссера, все они рассказывают о том, как два прекрасных, но невезучих человека находят друг друга в быстротекущем потоке жизни
На фото: Эльдар Рязанов и Олег Басилашвили на съемках фильма «Вокзал для двоих», 1982 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Фильм «Жестокий романс», снятый по пьесе Островского «Бесприданница», — единственная экранизация русской классики в фильмографии Эльдара Рязанова. По словам Никиты Михалкова, на съемочной площадке режиссер прислушивался к идеям актеров, позволял им импровизировать, нередко делая исполнителей соавторами той или иной сцены
На фото слева направо: Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Виктор Проскурин и Алексей Петренко на съемках фильма «Жестокий романс», 1984 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Пьеса «Аморальная история» была написана Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым в 1976 году. Но тогда жесткую сатиру на бюрократию не взялся поставить ни один театр. Киносценарий тоже был отклонен. Приступить к съемкам фильма «Забытая мелодия для флейты» по переработанному сценарию удалось лишь спустя 10 лет, уже в эпоху перестройки
На фото: Эльдар Рязанов на съемках фильма «Забытая мелодия для флейты», 1987 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»