От Твери до Токио
Выставки ювелирного искусства и декоративных ремесел в лучших музеях городов мира
Государственный Исторический музей (Москва)
До 2 февраля 2026 года
Исторический музей подготовил выставку украшений и аксессуаров XVIII–XIX веков, в отделке которых вместо традиционных золота и бриллиантов используются стразы и граненая сталь. При этом экспонаты представляют собой самодостаточные предметы роскоши: украшения, мебель, личное оружие и наградные знаки. Стразы и граненая сталь идеально подошли на роль новаторских декоративных элементов благодаря разнообразию форм и размеров, а главное — яркому блеску и способности отражать свет свечей, создавая иллюзию сверкающих драгоценностей. В экспозиции есть витрины с переменной мощностью освещения, имитирующей свет 1000, 500, 100 свечей. Главным же преимуществом перед драгоценными камнями было то, что с их помощью можно было всегда следовать изменчивой моде: количество стразов и стали было неограниченным. Такие аксессуары носили даже при дворе — блеска нужно было много, а месторождений — мало, кроме того, обработка драгоценных металлов…
Колье Bvlgari
Эфес шпажный, 1770-1780 гг.
Часы карманные Англия, г. Лондон. 1740-е гг. Вильям (Wiliam) Грант (Grant)
Гребень Первая половина XIX в.
Знак Рыцаря Востока и Иерусалима ордена Розенкрейцеров Начало XIX в.
Д.Г. Левицкий, Портрет Натальи Ивановны Мельгуновой, 1770-е годы
Подсвечник, 1790-е гг.
Кресло, 1790-е гг.
Серьги, вторая половина XVIII в.
Серьги, вторая половина XVIII в.
Колье Bvlgari
Колье Bvlgari
Сумочка Bvlgari
Браслет Bvlgari
Колье и серьги Bvlgari
Колье Bvlgari
Колье Bvlgari
Колье и серьги Bvlgari
Кольцо Bvlgari
Колье и серьги Bvlgari
Акико Накаяма
Лара Фаваретто
Марико Мори
Колье Bvlgari
Триптих с исторической композицией на сюжет из французской средневековой истории Оммаж короля Эдуарда Франциску P. R. – Пьер Рейнан, лиможский мастер XVI века, имевший собственную эмальерную мастерскую
Коронование Богоматери, неизвестный мастер XVI века
Мадонна По мотивам работы Андреа делла Роббиа «Мадонна каменщиков» (1475-1480), неизвестный лиможский мастер, конец XIX - начало XX века
Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции, в эмалевой раме, по портрету Франсуа Клуэ, неизвестный мастер XVI века
Несение креста, неизвестный лиможский мастер XVII века
Эмилия-Тереза, 1592 год, неизвестный мастер XVIII - XIX веков
Триптих со сценой встречи Христа и Марии Магдалины и святыми Марфой и Марией на боковых створках. Круг мастера алтаря Мениль-су-Жумьеж XVI век
Триптих со сценой Распятия и изображением Апостолов на боковых створках, неизвестный мастер начала XVI века
Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами, неизвестный мастер XII века
Лоток с фигурными бортами и живописной композицией, вторая половина XIX века
Часы в металлическом корпусе, декорированные выемчатой эмалью со скульптурой путти, на основании из оникса, середина – вторая половина XIX века
Ларец, декорированный перегородчатой эмалью в виде орнаментальных композиций, вторая половина XIX века
Ваза для цветов сферической формы, начало ХХ века, подпись художника: Faure.Limoges.France.
Голова дельфийской сивиллы по мотивам росписи Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле в Ватикане (1508–1512), первая четверть ХХ века
Театральный бинокль, вторая половина XIX века
Солонка шестигранная, XVI век, мастерская семьи Пенико
Книга «Житие Жанны Д’Арк» с эмалевыми вставками, первая половина XX века, издание, приуроченное к канонизации святой в 1920 году. Подпись художника на обложке справа: Sarlandie
Колье Bvlgari
Эфес шпажный, 1770-1780 гг.
Часы карманные Англия, г. Лондон. 1740-е гг. Вильям (Wiliam) Грант (Grant)
Гребень Первая половина XIX в.
Знак Рыцаря Востока и Иерусалима ордена Розенкрейцеров Начало XIX в.
Д.Г. Левицкий, Портрет Натальи Ивановны Мельгуновой, 1770-е годы
Подсвечник, 1790-е гг.
Кресло, 1790-е гг.
Серьги, вторая половина XVIII в.
Серьги, вторая половина XVIII в.
Колье Bvlgari
Колье Bvlgari
Сумочка Bvlgari
Браслет Bvlgari
Колье и серьги Bvlgari
Колье Bvlgari
Колье Bvlgari
Колье и серьги Bvlgari
Кольцо Bvlgari
Колье и серьги Bvlgari
Акико Накаяма
Лара Фаваретто
Марико Мори
Колье Bvlgari
Триптих с исторической композицией на сюжет из французской средневековой истории Оммаж короля Эдуарда Франциску P. R. – Пьер Рейнан, лиможский мастер XVI века, имевший собственную эмальерную мастерскую
Коронование Богоматери, неизвестный мастер XVI века
Мадонна По мотивам работы Андреа делла Роббиа «Мадонна каменщиков» (1475-1480), неизвестный лиможский мастер, конец XIX - начало XX века
Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции, в эмалевой раме, по портрету Франсуа Клуэ, неизвестный мастер XVI века
Несение креста, неизвестный лиможский мастер XVII века
Эмилия-Тереза, 1592 год, неизвестный мастер XVIII - XIX веков
Триптих со сценой встречи Христа и Марии Магдалины и святыми Марфой и Марией на боковых створках. Круг мастера алтаря Мениль-су-Жумьеж XVI век
Триптих со сценой Распятия и изображением Апостолов на боковых створках, неизвестный мастер начала XVI века
Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами, неизвестный мастер XII века
Лоток с фигурными бортами и живописной композицией, вторая половина XIX века
Часы в металлическом корпусе, декорированные выемчатой эмалью со скульптурой путти, на основании из оникса, середина – вторая половина XIX века
Ларец, декорированный перегородчатой эмалью в виде орнаментальных композиций, вторая половина XIX века
Ваза для цветов сферической формы, начало ХХ века, подпись художника: Faure.Limoges.France.
Голова дельфийской сивиллы по мотивам росписи Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле в Ватикане (1508–1512), первая четверть ХХ века
Театральный бинокль, вторая половина XIX века
Солонка шестигранная, XVI век, мастерская семьи Пенико
Книга «Житие Жанны Д’Арк» с эмалевыми вставками, первая половина XX века, издание, приуроченное к канонизации святой в 1920 году. Подпись художника на обложке справа: Sarlandie