Из чего состоит опера: кабалетта
Проект Сергея Ходнева
Оборотная сторона многолетнего репертуарного успеха той или иной оперы — не только слушательская привычка, не только «бронзовение» испытанных шлягеров, в которых все труднее и труднее расслышать нечто свежее, подлинное, первозданное. В знаменитых операх нередко делают купюры. В операх незнаменитых, положим, их тоже делают с тем большей безнаказанностью, что тут публика заведомо не будет негодовать: а куда дели мою любимую арию? Но в хитовых операх привычное купирование одних и тех же мест становится без пяти минут частью исполнительской традиции. Услышать, например, в «Травиате» «No, non udrai rimproveri» Жермона-отца или полностью, так, как в партитуре, спетое негодующее «Oh mio rimorso! Oh infamia!» Альфреда можно далеко не в каждой постановке вердиевской оперы.