«Никто до сих пор так и не снял фильм»
Питер Джон Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в уэльском городке Ньюпорт, позднее вся семья переехала в Лондон. Будущий режиссер окончил Школу искусств Уолтэмстоу, но не прошел конкурс в Киношколу при Королевском колледже искусств. До появления первых картин Гринуэй несколько лет работал монтажером документальных фильмов в Центральном управлении информации. Так произошло его постепенное погружение в кинематограф
Фото: AP / Pierre Gleizes
Мировую славу режиссеру принес «Контракт рисовальщика» (1982). Фильм стал первой полнометражной художественной лентой Гринуэя. В ней уже отчетливо проявилось стремление создать в кадре атмосферу живописного полотна, для этого он использовал прием практически статичной камеры. Подобными методами Гринуэй пользовался и в фильмах «Зет и два нуля» (1985), «Живот архитектора» (1987). В 1988 году Гринуэй получил за фильм «Отсчет утопленников» (кадр на фото) премию «За лучший художественный вклад»
Фото: Allarts Production
«Я бы хотел, чтобы живописная эстетика стала главенствующей в кинематографе, хотя я хорошо понимаю, что молодые режиссеры, возможно, мало что знают о кино "до Тарантино" и, возможно, понятия не имеют ни о Рембрандте, ни о Вермеере. Можете быть уверены: все, что режиссер пытается представить, уже изобразили тысячи художников до него. Мне кажется, кинематографистам необходимо принимать это во внимание»
Фото: Sheila Rock / REX / Shutterstock / Fotodom
Визитной карточкой Гринуэя, пожалуй, можно назвать фильм 1989 года «Повар, вор, его жена и ее любовник» (кадр на фото). Картина начинается фразой «Посвящается всем тем, кого я ненавижу», а заканчивается сценой каннибализма. Ленту, после которой Гринуэя стали называть культовым британским режиссером, восприняли неоднозначно. Режиссер Кен Рассел, в частности, заявил, что, судя по фильму, Гринуэй испытывает отвращение к человеческой расе в целом. Сам автор уверен, что его произведение «исполнено человеколюбия...»
Фото: Allarts
«Даже если вы хотите снять что-то доселе невиданное в кино, совершенно оригинальный фильм, вам все равно нужен будет текст <...> Образам никто не доверяет»
Стремление сделать кино более «живописным» вылилось в философию Гринуэя: режиссер стремиться уничтожить «текстовую» природу кинематографа. В своих работах он подчеркнуто отказывается о линейности повествования, находит инструменты вживления в киноязык архитектуры, изобразительного искусства, каллиграфии
Фото: Ullstein bild / Getty Images
Еще в раннем детстве Питер Гринуэй проявил интерес к голландским живописцам. В ленте «Ночной дозор» режиссер обращается к творчеству и биографии одного из величайших художников XVII века — Рембрандта ван Рейна. В основе фильма лежит история создания одноименной картины
На фото (слева направо): актриса Ева Пурентист, Питер Гринуэй и актриса Агата Бузек на премьере фильма «Ночной дозор» на Венецианском кинофестивале 2007 года
Фото: AP / Domenico Stinellis
«Я бы сказал, что кинематографа нет до сих пор. Никто до сих пор так и не снял фильм. Самое большее, чего мы можем достичь,— иллюстрация к литературе или записанная на пленку театральная постановка»
Фото: AP / Ahn Young-joon
В 2008 году Гринуэй опять обращается к картине «Ночной дозор» Рембрандта, но уже с позиций документалиста. В фильме «Рембрандт. Я обвиняю!» (кадр на фото) режиссер раскрывает исторический контекст, называет имена героев картины, которых изобразил живописец, анализирует историю создания полотна и его влияния на политику того времени
Фото: arte
Питер Гринуэй позиционирует себя не как режиссера, а как видеохудожника и перформансиста. Так, фильм «Заселяя замки Венарии-Реале», состоящий из 200 самостоятельных сцен-портретов, показали в день открытия королевского дворца Венарии в 2007 году
Фото: AP / Domenico Stinellis
«Я считаю, что кинематограф — абсолютно искусственное явление, а не способ сбежать от реальности»
В 2012 году режиссер Питер Гринуэй приезжал в Санкт-Петербург на благотворительный аукцион, где продавалась его живопись. Во время визита он посетил детскую городскую клиническую больницу №5 имени Филатова. Деньги, вырученные на аукционе, направили на помощь детям, пострадавшим в ДТП
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
С 2003 года и по сей день Питер Гринуэй реализует масштабный творческий проект под названием «Чемоданы Тульса Люпера». Сценарии к каждой из 92 серий режиссер пишет сам. Главный герой произведения — вымышленный писатель и журналист — большую часть жизни проводит в тюрьмах, однако ему удается путешествовать во времени и пространстве при помощи «чемоданов», каждый из которых содержит свою историю, воплощенную разными визуальными средствами. Гринуэй называет этот проект «социальным и политическим манифестом кинематографа будущего»
На фото: министр культуры Франции Орели Филиппетти награждает британского кинорежиссера Питера Гринуэя орденом Литературы и Искусств
Фото: AP / Remy de la Mauviniere
У Питера Гринуэя прочные связи с Россией. В одной из серий «Чемоданов Тульса Люпера» он снял актрису Ренату Литвинову. В 2014 году в рамках перекрестного года культуры России и Великобритании он вместе с женой открыл инсталляцию «Золотой век русского авангарда». Позднее в СМИ появилась информация, что британец займется съемками фильма о Поволжье, в основе которого будут воспоминания о путешествии по России писателя Александра Дюма. Деньги на этот проект, как сообщалось, выделял благотворительный фонд бизнесмена Геннадия Тимченко
На фото: Питер Гринуэй во время во время визита на радиостанцию «Ъ-FM»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев / купить фото
Русскому режиссеру Сергею Эйзенштейну посвящен последний вышедший в прокат фильм Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». В основе ленты лежит история путешествия русского режиссера в Мексику, кадры кинохроники 1930-х годов смешаны с художественной постановкой в свойственной Гринуэю манере
Фото: Edith Film Oy
«Кинематограф должен быть сложной и зрелой формой искусства, заставляющей разум и чувства работать в полную силу»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев / купить фото
Питер Джон Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в уэльском городке Ньюпорт, позднее вся семья переехала в Лондон. Будущий режиссер окончил Школу искусств Уолтэмстоу, но не прошел конкурс в Киношколу при Королевском колледже искусств. До появления первых картин Гринуэй несколько лет работал монтажером документальных фильмов в Центральном управлении информации. Так произошло его постепенное погружение в кинематограф
Фото: AP / Pierre Gleizes
Мировую славу режиссеру принес «Контракт рисовальщика» (1982). Фильм стал первой полнометражной художественной лентой Гринуэя. В ней уже отчетливо проявилось стремление создать в кадре атмосферу живописного полотна, для этого он использовал прием практически статичной камеры. Подобными методами Гринуэй пользовался и в фильмах «Зет и два нуля» (1985), «Живот архитектора» (1987). В 1988 году Гринуэй получил за фильм «Отсчет утопленников» (кадр на фото) премию «За лучший художественный вклад»
Фото: Allarts Production
«Я бы хотел, чтобы живописная эстетика стала главенствующей в кинематографе, хотя я хорошо понимаю, что молодые режиссеры, возможно, мало что знают о кино "до Тарантино" и, возможно, понятия не имеют ни о Рембрандте, ни о Вермеере. Можете быть уверены: все, что режиссер пытается представить, уже изобразили тысячи художников до него. Мне кажется, кинематографистам необходимо принимать это во внимание»
Фото: Sheila Rock / REX / Shutterstock / Fotodom
Визитной карточкой Гринуэя, пожалуй, можно назвать фильм 1989 года «Повар, вор, его жена и ее любовник» (кадр на фото). Картина начинается фразой «Посвящается всем тем, кого я ненавижу», а заканчивается сценой каннибализма. Ленту, после которой Гринуэя стали называть культовым британским режиссером, восприняли неоднозначно. Режиссер Кен Рассел, в частности, заявил, что, судя по фильму, Гринуэй испытывает отвращение к человеческой расе в целом. Сам автор уверен, что его произведение «исполнено человеколюбия...»
Фото: Allarts
«Даже если вы хотите снять что-то доселе невиданное в кино, совершенно оригинальный фильм, вам все равно нужен будет текст <...> Образам никто не доверяет»
Стремление сделать кино более «живописным» вылилось в философию Гринуэя: режиссер стремиться уничтожить «текстовую» природу кинематографа. В своих работах он подчеркнуто отказывается о линейности повествования, находит инструменты вживления в киноязык архитектуры, изобразительного искусства, каллиграфии
Фото: Ullstein bild / Getty Images
Еще в раннем детстве Питер Гринуэй проявил интерес к голландским живописцам. В ленте «Ночной дозор» режиссер обращается к творчеству и биографии одного из величайших художников XVII века — Рембрандта ван Рейна. В основе фильма лежит история создания одноименной картины
На фото (слева направо): актриса Ева Пурентист, Питер Гринуэй и актриса Агата Бузек на премьере фильма «Ночной дозор» на Венецианском кинофестивале 2007 года
Фото: AP / Domenico Stinellis
«Я бы сказал, что кинематографа нет до сих пор. Никто до сих пор так и не снял фильм. Самое большее, чего мы можем достичь,— иллюстрация к литературе или записанная на пленку театральная постановка»
Фото: AP / Ahn Young-joon
В 2008 году Гринуэй опять обращается к картине «Ночной дозор» Рембрандта, но уже с позиций документалиста. В фильме «Рембрандт. Я обвиняю!» (кадр на фото) режиссер раскрывает исторический контекст, называет имена героев картины, которых изобразил живописец, анализирует историю создания полотна и его влияния на политику того времени
Фото: arte
Питер Гринуэй позиционирует себя не как режиссера, а как видеохудожника и перформансиста. Так, фильм «Заселяя замки Венарии-Реале», состоящий из 200 самостоятельных сцен-портретов, показали в день открытия королевского дворца Венарии в 2007 году
Фото: AP / Domenico Stinellis
«Я считаю, что кинематограф — абсолютно искусственное явление, а не способ сбежать от реальности»
В 2012 году режиссер Питер Гринуэй приезжал в Санкт-Петербург на благотворительный аукцион, где продавалась его живопись. Во время визита он посетил детскую городскую клиническую больницу №5 имени Филатова. Деньги, вырученные на аукционе, направили на помощь детям, пострадавшим в ДТП
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
С 2003 года и по сей день Питер Гринуэй реализует масштабный творческий проект под названием «Чемоданы Тульса Люпера». Сценарии к каждой из 92 серий режиссер пишет сам. Главный герой произведения — вымышленный писатель и журналист — большую часть жизни проводит в тюрьмах, однако ему удается путешествовать во времени и пространстве при помощи «чемоданов», каждый из которых содержит свою историю, воплощенную разными визуальными средствами. Гринуэй называет этот проект «социальным и политическим манифестом кинематографа будущего»
На фото: министр культуры Франции Орели Филиппетти награждает британского кинорежиссера Питера Гринуэя орденом Литературы и Искусств
Фото: AP / Remy de la Mauviniere
У Питера Гринуэя прочные связи с Россией. В одной из серий «Чемоданов Тульса Люпера» он снял актрису Ренату Литвинову. В 2014 году в рамках перекрестного года культуры России и Великобритании он вместе с женой открыл инсталляцию «Золотой век русского авангарда». Позднее в СМИ появилась информация, что британец займется съемками фильма о Поволжье, в основе которого будут воспоминания о путешествии по России писателя Александра Дюма. Деньги на этот проект, как сообщалось, выделял благотворительный фонд бизнесмена Геннадия Тимченко
На фото: Питер Гринуэй во время во время визита на радиостанцию «Ъ-FM»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев / купить фото
Русскому режиссеру Сергею Эйзенштейну посвящен последний вышедший в прокат фильм Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». В основе ленты лежит история путешествия русского режиссера в Мексику, кадры кинохроники 1930-х годов смешаны с художественной постановкой в свойственной Гринуэю манере
Фото: Edith Film Oy
«Кинематограф должен быть сложной и зрелой формой искусства, заставляющей разум и чувства работать в полную силу»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киселев / купить фото