Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Энциклопедия красоты
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Юридический рейтинг
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 80,97
    • € 94,08
    • ¥ 11,14
    • IMOEX 2543,93
    Что посмотреть в кино Новое на Weekend Санкции против России Отношения РФ и США Валютный прогноз СВО Колесников о Путине Кража из Лувра США и Украина Нехватка топлива Цены на золото Генератор Медведева Экономика РФ Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» Обзор новых законов Команда Трампа Книга об истории «Ъ» Тенденции Деньги Стиль Наука
Следующая страница
  • Weekend
20.12.2013, 00:00

Акция Петра Павленского на Красной площади

Петербургский художник Петр Павленский вбил гвоздь себе в мошонку, а через нее — в брусчатку Красной площади. "Фиксация" была завершением триптиха политически-страдательных акций Павленского: после "Шва" (художник зашил себе рот у Казанского собора в знак протеста против суда над Pussy Riot) и "Туши" (Павленский лежал перед входом в Законодательное собрание Петербурга, протестуя против новых карательных законов). Третья акция, приуроченная ко дню сотрудников органов (sic!) внутренних дел, была все о том же — о бессилии человека перед властью, о том, как мы все яйцами прибиты к монолиту репрессивного государства с его величественной идеологией. Одновременно третья акция была и "фиксацией" Павленского в роли одного из самых мощных художников-акционистов современной России. Тут еще есть забавный сюжет — акции большинства коллег Павленского почти всегда были стремительными, немедленно прекращались вторжением власти. Прибитого за гениталии художника увести с места творчества/преступления было не так легко — он сидел там несколько минут монументальным укором бессилия, и эта неподвижность тоже была важной частью эффекта. На Павленского немедленно завели административное дело и почти сразу оправдали, затем завели уголовное — с пока что неизвестным результатом. Для консервативно настроенных деятелей жизни и интернета его мошонка стала любимым образом для потехи над оппозицией и современным искусством, наравне с вагинальными приключениями курицы у группы "Война". Но и "свои" его приняли не вполне. В художественной среде Павленского критиковали за показной мазохизм, за слишком прямое наследование венскому акционизму 60-х, за неясность послания и отсутствие позитивного содержания (призыва к борьбе, призванного сопровождать политическое отчаяние). Все это, может быть, правда, но здесь надо сказать две вещи. Первая: Павленский — художник редкой эстетической чувствительности. С чисто визуальной точки зрения его "Фиксация" чуть ли не самое "красивое", эстетически цельное высказывание современного русского акционизма (при всей грандиозности "Войны" и Pussy Riot). Вторая: эта чувствительность не только эстетическая. Павленский, кажется, очень точно реагирует на кризис самого акционизма, политического искусства, протеста. Да, он бездвижен и нем, у него кончились слова и действие. Но все мы сами стали такими, не успев того заметить в эйфорической протестной волне последних двух лет. Осталось только тело — единственное, что можно предъявить в знак собственного присутствия в политике. И здесь — главное искушение. Приятно, когда кто-то испытывает боль за тебя, а ты имеешь возможность аффирмативно присоединиться к чужому страданию. Впрочем, тут вопрос больше не к художнику, а к нашей совести. Увы.

Фото: Reuters / REUTERS/Maxim Zmeyev

Фото: Reuters / REUTERS/Maxim Zmeyev

  • Журнал «Коммерсантъ Weekend» №47 от 20.12.2013, стр. 84

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

«Я никого не боюсь»

99 лет назад родилась великая оперная певица Галина Вишневская

Фотогалерея

Чемпионат мира по спортивной гимнастике

В Джакарте завершился ЧМ по спортивной гимнастике

Фотогалерея

«Все, что ты можешь вообразить — реально»

Искусство и жизнь Пабло Пикассо

Фотогалерея

«Я думаю, важно быть не просто сексуальной, но также умной и утонченной»

Кэти Перри исполнилось 41

Фотогалерея

Лучшие фото недели

«Ъ» собрал запоминающиеся кадры 20–24 октября

Наглядно

Прокатная десятка

Что посмотреть в кино на выходных 25–26 октября

Фотогалерея

«Человека формирует счастье»

Каким был Аркадий Райкин

Фотогалерея

Миллиардер, который «умеет дружить»

Как Роман Абрамович стал одним из богатейших людей России

Фотогалерея

«Это был огромный, глубокий стыд»

Блант, Кидман, Байден и другие о своем заикании

Фотогалерея

Розы, унитазы, труборезы

Что ЕС запретил ввозить в Россию с 19-м пакетом санкций

Фотогалерея

Мать драконов

Эмилии Кларк исполнилось 39

Фотогалерея

«Любовь для меня важнее славы»

Катрин Денев исполнилось 82

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 24.10.2025

    ГК «Фармасинтез»

    ГК «Фармасинтез» приняла участие в форуме «Сделано в России» в Москве

  • 24.10.2025

    АО «Почта России»

    Пользователи Яндекс Директа разместят свою рекламу в витринах отделений Почты

  • 24.10.2025

    DOGMA

    DOGMA стала партнером национального студенческого конкурса «Благоустрой!»

  • 24.10.2025

    АО «Банк ДОМ.РФ»

    Депозитный портфель Банка ДОМ.РФ увеличился в 1,6 раза

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее