История создания и успеха кинофильма "Ливан" очень похожа на судьбу анимационно-документального проекта "Вальс с Баширом", который мы уже прославляли на этих страницах. Режиссер "Ливана" Шмуэль Маоз, точно так же, как автор "Башира" Ари Фольман, солдатом участвовал в первой ливанской войне, потом почти четверть века пытался осознать, что же с ним там произошло, а потом излил эти попытки самоанализа в кинематографической форме и снискал международное признание и почти скандальную славу. "Башир" номинировался на "Оскар" и получил "Сезар", "Ливан" выиграл прошлогодний Венецианский фестиваль. В Израиле, и даже не только там, сами эти фильмы и их успех вызвали полемику, причем и по накалу, и по содержанию эти дискуссии практически неотличимы. В сущности, кроме восторженного мнения, совпадающего с оценками фестивальных жюри, существуют еще два. Одно — что эти фильмы лживые, потому что несправедливо бичуют пытающийся выжить Израиль в угоду пропалестински настроенному Западу, и второе — что эти фильмы лживые, потому что Израиль там изображен страдающим и даже жертвой, не меньшей, чем его противники (это в общем-то тоже делается в угоду Западу).