Голова кругом

Как объехать Землю на автомобиле за 70 дней

Отправляясь в кругосветное путешествие на автомобиле, будьте готовы выпить 100 литров кофе и съесть 360 бургеров, преодолеть 70 000 километров и провести 500 часов за рулем. Экспедиция "Вокруг света за 70 дней с Land Rover", приуроченная к 70-летию легендарного внедорожного бренда, стартовала 7 июня из Москвы и, пройдя через два антипода, как это требуют стандарты кругосветок, в условленный день вернулась обратно.

Наташа Афанасьева Фото Сергея Доли

Маршрут поездки прошел по территории двадцати двух стран на шести континентах: через Россию, Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Сингапур и другие экзотические азиатские страны, куда машины с московскими номерами еще не заезжали. Далее через Австралию, Южную и Северную Америку, кусочек Африки, а точнее — Марокко, и, конечно, через всю Европу. Как получить тайские права и найти общество автолюбителей Сингапура, в какой стране лучшие дороги и худшие водители, где самое дорогое топливо и самый быстрый интернет, а также другие удивительные подробности автомобильной кругосветки раскрывает глава экспедиции, блогер и путешественник Сергей Доля.

Монгольское иго. "Это пустыня Гоби, едем к китайской границе по территории Монголии. За все 36 000 километров, которые мы проехали вокруг света, хуже дорог, чем здесь, не встречали. Асфальт — как после бомбежки, глубокие ямы с острыми краями, которые приходится объезжать по встречке. В результате все едут как попало".

Есть несколько способов совершить кругосветное путешествие. Например, как Гагарин, на космическом корабле облететь Землю за пару часов и увидеть в иллюминатор синенький земной шарик. Можно полететь на самолете, но в этом случае ты увидишь несколько аэропортов. Или на яхте, но так ограничишься только водой и несколькими портовыми барами. Когда ты отправляешься в кругосветное путешествие на машине, то видишь, как меняется все вокруг тебя. Елочки-березки — на пустыню, пустыня — на джунгли... Ты видишь, как на глазах меняются культуры, религии, дорожное покрытие, правила вождения, ограничение скорости. Как меняется жизнь.

Я считаю себя путешественником. Я был больше чем в 120 странах, несколько раз на Северном полюсе и несколько раз — на Южном, но кругосветка — это как значок ГТО путешественника, или даже звание мастера спорта.

Путешествуя по Европе, где за день можно проехать четыре страны, границы не ощущаются. Но совсем другое дело в Азии. Например, едешь по Монголии — за окном жуткая разруха, юрты, верблюды, пересекаешь границу с Китаем — попадаешь в другую цивилизацию: небоскребы, эстакады. При том что это та же пустыня Гоби, разделенная воображаемой линией.

Пересечь ее, эту линию, оказалось очень непросто. Когда мы подъехали к границе, мы уперлись в забастовку монгольских челноков, они закрыли проезд и пригрозили никого не пускать в течение двух недель. Наша экспедиция оказалась под реальной угрозой. В этот день через границу чудом перебрались только наши две машины.

Въехать в Китай задача тоже непростая, решение которой занимает два дня, а документы надо начинать собирать минимум за три месяца до поездки. В первый день мы оставили наши "Ленд Роверы" на границе, а сами поехали в Китай. На следующий день нам выдали китайские номера на машины. Номера картонные, их надо положить под стекло. И китайские права. Их выписывают на основании наших.

А вот если вы собираетесь посетить на своей машине Таиланд, то для получения местного водительского удостоверения придется проходить медкомиссию: проверка зрения и все такое. Еще нас заставили посмотреть обучающий фильм о том, как нужно водить машину в Таиланде, — на самом деле это была запись с видеорегистраторов, тридцать минут жуткого зрелища, как машины налетают на мотоциклистов и велосипедистов. Все это заняло на месте полтора дня, но готовиться мы тоже начали сильно заранее: нужно было в России получить права международного образца, перевести их на английский, заверить у нотариуса, потом получить подтверждение у консула в тайском посольстве. Информации никакой нет, никто толком ничего не знает — ведь никто не ездит в Таиланд на своей машине. Оно и понятно: до Пхукета мы ехали ровно месяц — 31 день. Машина с московскими номерами взорвала весь курорт. Соотечественники спрашивали: "Как, как вы это сделали?!"

В Сингапуре мы были вообще первыми машинами с российскими номерами. Да и с любыми другими туда заезжают очень редко. Обычно экспедиции добираются до границы Малайзии, смотрят с ее берега на Сингапур и едут обратно. Мы Сингапур штурмовали очень долго, и попали в него только со второго раза. Несмотря на то что у нас был "карнет" — специальная международная страховка, которая позволяет ездить в разные страны, оказалось, что нужна еще страховка, которую можно купить только в самом Сингапуре. И еще нужна печать общества автолюбителей Сингапура, которую можно получить только при личном присутствии со всеми документами. Можно сказать, что Сингапур — самая недружелюбная страна к автомобилистам.

"Дорожная полиция нас остановила за все время нашего путешествия три раза: два — в России и один раз — в Марокко".

Самым интересным и удивительным мне показался Китай. Такой дорожной инфраструктуры, как здесь, я не видел больше ни в одной стране мира. То, что они сделали, причем за последние пять - десять лет, просто потрясает.

Представьте себе, что кто-то взял салфетку и скомкал ее — вот это Китай. Пять тысяч километров через горы. Но они будто взяли спицу — и проткнули эти горы насквозь. Это череда тоннелей и эстакад, дорога по земле вообще нигде не идет, нет ни одного серпантина. Но дороги эти платные, за две недели за две машины мы отдали 55 000 рублей, если пересчитать на наши.

Но и самые ужасные водители тоже в Китае. Дорожная инфраструктура отличная, но при этом ездят все так, будто они еще на велосипеде. Правила, разметка, поворотники, зеркала — все это китайцы пока не очень знают. Так водят и в остальной Азии, и еще в Африке, но там, по крайней мере, научились постоянно сигналить. Здесь бибикать не научились. Реально страшно, очень много аварий.

У нас с собой была туристическая симка, которая дешевле, чем роуминг, но дороже, чем покупка местных карт. В Китае мы были, например, две недели, поэтому покупали местную карту, а если на день-два, то смысла нет. Но интернет медленный практически везде, в любой стране, особенно в гостиницах — какая бы дорогая она ни была, если хочешь быстрый интернет, то долларов двадцать ты должен за сутки заплатить. Надо признать, что в России самый дешевый и самый быстрый мобильный интернет в мире. Исключая Китай — у них покрытие 4G везде по всей стране, работает очень быстро, минимум 25 мегабит в секунду. Но там другая проблема: Instagram не открывается, Google заблокирован, Facebook запрещен. Ничего не работает, кроме их местного "ВиЧата". Поэтому приходится пользоваться VPN, который тоже постоянно отваливается, в результате все получается жутко медленно.

Дорожная полиция нас остановила за все время три раза: два — в России, каждый раз просто для того, чтобы спросить, куда мы едем такие красивые. "В Сингапур", — отвечали мы. "Это где такая деревня?" — уточняли полицейские. И один раз нас остановили в Марокко. Видимо, для того, чтобы проверить документы. Но там говорят по-французски, а я на этом языке не знаю ни слова — языковой барьер позволил нам поулыбаться и поехать дальше.

А в Китае нет гаишников в кустах, там все фиксируют камеры, но наши номера они не читают, так что мы могли бы делать все что хотели. Только вот наш гид-переводчик сразу предупредила: "Я из местной госбезопасности, я буду за вами следить". Въезжающий в Китай иностранец обязан нанять гида-переводчика, который всю дорогу будет жить и кормиться за ваш счет. У нас была обычная женщина-китаянка, говорящая по-русски. При этом она вообще не знала свою страну, мы ей сами все рассказывали.

Автомобильная кругосветка — очень недешевое приключение. Только на топливо мы потратили 200 000 рублей. Впрочем, на машине мы проехали 36 000 километров, в принципе, это гораздо больше, чем надо. Для того чтобы путешествие считалось кругосветным, необходимо проехать по тысяче километров на каждом континенте, то есть всего шесть тысяч.

Самое дешевое топливо — в Малайзии, 36 рублей за литр дизеля, потом идет Россия, затем Монголия и США — в Штатах в пересчете на наши деньги выходит 55 рублей. Далее Таиланд, Китай, Сингапур — тут уже 79 рублей за литр. Мы думали, что это самое дорогое топливо на планете, пока мы не доехали до Европы. В Испании ценник 93 рубля за литр дизельного топлива, во Франции — 109, в Германии — 116 рублей.

Парковки, платные дороги, еда — все недешево. Гостиницы — если в Азии за 100 долларов можно приличный номер найти, то в Америке или Европе меньше чем 200 долларов за ночь не выйдет. Зато в Азии очень дорого стоит сам въезд в страну: например, только на оформление документов в Китай мы отдали по 3000 долларов с человека.

Пустыня Атакама на западном побережье Южной Америки — одно из самых засушливых мест Земли. Дожди здесь бывают раз в 400 лет.

Для того чтобы узнать, какие документы нужны для въезда на машине в ту или иную страну, какие там правила движения, можно обратиться в агентства, которые организуют автомобильные путешествия. Но бывает, что таких агентств нет — например, если говорить про тот же самый Таиланд. Самый верный путь — сделать письменный запрос в посольство или консульство страны, куда вы хотите отправиться на машине. Так и написать: "Я хочу поехать в путешествие на автомобиле по вашей стране, что мне нужно для этого сделать?" Они обязаны ответить и все разъяснить.

Сейчас первооткрывателей не осталось, надо понимать, что в каждом, даже самом укромном месте планеты, скорее всего, уже кто-то до вас сделал селфи. Но чем необычнее страна, тем с большим удовольствием люди, побывавшие там, поделятся с вами информацией. Ведь всегда приятно рассказать о том, что ты совершил что-то особенное.