Ведомости

Рост финансирования науки в США

В прошлом году общая сумма средств, израсходованных в США на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, впервые превысила $200 млрд, что составляет около 2,5% валового внутреннего продукта. Рост ассигнований на научно-технические программы на 4% превысил уровень инфляции. С 94-го по 97-й год затраты государственного и частного сектора на проекты гражданского назначения выросли с 1,95% до 2,15% ВВП.
Science and Engineering Indicators

Запланирован полет к комете
       На февраль 1999 года в США запланирован запуск космического зонда Stardust. Он отправится на встречу с кометой Вилд-2. В 2004 году корабль пройдет в 120 км от этого небесного тела.
       Видеоаппаратура космического зонда передаст на Землю изображение кометы, а специальная ловушка соберет частицы пыли, окружающей ее ядро. Двумя годами позже спускаемый аппарат зонда доставит на Землю образцы кометного вещества. Стоимость этого космического эксперимента составит около $200 млн.
NASA

Почечные камни создаются бактериями
       Причиной образования почечных камней может быть жизнедеятельность сверхмикроскопических бактерий, обитающих в сыворотке человеческой крови. Эту гипотезу высказали финские медики из университета в Куопио. Микроорганизм, названный за особо малые размеры нанобактерий, строит вокруг себя оболочку из тончайшего слоя минерала. По мнению финских исследователей, такие твердые скорлупки накапливаются в тканях почек и дают начало камням. Ученые нашли нанобактерии во всех почечных камнях, отобранных для предварительного микроскопического исследования.
Academy of Sciences, USA

Успешная пересадка нейронов
       Американские нейрохирурги из Питтсбургского университета впервые применили пересадку специально выращенных нервных клеток человека для лечения последствий инсульта. Предки пересаженных клеток еще в 70-е годы были извлечены из опухоли юноши, больного раком. Опухолевые клетки были размножены на питательных средах и подвергнуты обработке химическими препаратами, которая трансформировала их в здоровые нейроны. Врачи ввели расконсервированные после длительного хранения нервные клетки в мозг женщины с послеинсультным параличом. На следующий день больная покинула клинику в нормальном состоянии. До сих пор подобные эксперименты проводились только на животных. В случае успеха новой методики ее можно будет также использовать для лечения болезни Паркинсона, мозговых травм и других заболеваний центральной нервной системы.
"Радио 'Свобода'"

Лечение травм спинного мозга
       Нейробиологи Израиля и Швеции научились частично излечивать последствия травм спинного мозга. В эксперименте использовались крысы с параличом задних конечностей, возникшим после искусственной травмы. Из крови каждой крысы извлекались лейкоциты, выполняющие важную роль в функционировании иммунной системы. Лейкоциты некоторое время содержали в одном сосуде с фрагментами периферийных нервов, извлеченных у этих же животных, а затем вводили непосредственно в поврежденный участок спинного мозга. У 70% подопытных крыс происходила регенерация спинномозговых нервов и восстанавливалась подвижность конечностей. Если введенные лейкоциты не имели предварительного контакта с нервными волокнами, ни малейшего улучшения не наступало.
       Nature