Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 81,89
    • € 96,05
    • ¥ 11,49
    • IMOEX 2604,55
    Что посмотреть в кино Ближневосточный конфликт Новое на Weekend Валютный прогноз Новые законы в октябре Экономика РФ Нехватка топлива СВО Генератор Медведева ДСНВ Дональд Трамп Колесников о Путине Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» США и Украина Команда Трампа Санкции Книга об истории «Ъ» Отношения РФ и КНР Тенденции Деньги Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
23.02.2025, 12:57

От битвы на Чудском озере до противостояния со шпионом ЦРУ

Как снимались фильмы о защитниках Отечества

В День защитника Отечества «Коммерсантъ» и телеканал «Патриот» вспоминают, как создавались фильмы о великих войнах, крупных сражениях и защите страны в мирное время. Эксклюзивные кадры со съемок знаменитых картин — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
На съемках фильма «Александр Невский» (1938) режиссера Сергея Эйзенштейна.<br>
Апофеозом кинокартины является знаменитое Ледовое побоище, произошедшее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Саму же сцену снимали летом, в 30-градусную жару на «Мосфильме». Чтобы изобразить озеро, покрытое льдом, огромное поле возле киностудии залили асфальтом, потом алебастром, после чего покрыли плавленым стеклом и засыпали мелом и солью. Для создания ощущения метели рядом с декорацией запускали трактор с установленным на нем пропеллером

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) режиссера Сергея Эйзенштейна.
Апофеозом кинокартины является знаменитое Ледовое побоище, произошедшее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Саму же сцену снимали летом, в 30-градусную жару на «Мосфильме». Чтобы изобразить озеро, покрытое льдом, огромное поле возле киностудии залили асфальтом, потом алебастром, после чего покрыли плавленым стеклом и засыпали мелом и солью. Для создания ощущения метели рядом с декорацией запускали трактор с установленным на нем пропеллером

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Освобождение» (1968–1971), режиссера Юрия Озерова.<br>
В Советском Союзе Озерову не удалось провести съемки на месте реальных событий, поскольку на полях сражений оставалось много неразорвавшихся снарядов. А вот в Берлине на момент работы над картиной еще можно было найти большое количество руин, что избавило группу от необходимости строить дорогие декорации. Так, в качестве Рейхстага выступила парадная лестница полуразрушенного собора

На съемках фильма «Освобождение» (1968–1971), режиссера Юрия Озерова.
В Советском Союзе Озерову не удалось провести съемки на месте реальных событий, поскольку на полях сражений оставалось много неразорвавшихся снарядов. А вот в Берлине на момент работы над картиной еще можно было найти большое количество руин, что избавило группу от необходимости строить дорогие декорации. Так, в качестве Рейхстага выступила парадная лестница полуразрушенного собора

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Тревожный вылет» (1983), режиссера Владимира Чеботарева.<br>
Фильм снят по повести Евгения Воеводина «Крыши наших домов» и рассказывает о членах экипажа пограничного вертолета. Им предстоит обезвредить катер, нарушивший границы в территориальных водах, а также помочь рыбакам. Консультантами и дублерами на картине стали настоящие пограничники, служащие в Прибалтийском округе

На съемках фильма «Тревожный вылет» (1983), режиссера Владимира Чеботарева.
Фильм снят по повести Евгения Воеводина «Крыши наших домов» и рассказывает о членах экипажа пограничного вертолета. Им предстоит обезвредить катер, нарушивший границы в территориальных водах, а также помочь рыбакам. Консультантами и дублерами на картине стали настоящие пограничники, служащие в Прибалтийском округе

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Живые и мертвые» (1963), режиссера Александра Столпера.<br>
Картина поставлена по первой части одноимённой книги Константина Симонова. Писатель, как и главный герой, был военкором на фронте и видел ужасы отступления первых дней войны. Тогда же он узнал о подвиге бойцов полковника Семена Кутепова, которые 11 июля 1941-го уничтожили 39 немецких танков. Кутепов, с которым Симонов общался лично, стал прототипом комбрига Серпилина

На съемках фильма «Живые и мертвые» (1963), режиссера Александра Столпера.
Картина поставлена по первой части одноимённой книги Константина Симонова. Писатель, как и главный герой, был военкором на фронте и видел ужасы отступления первых дней войны. Тогда же он узнал о подвиге бойцов полковника Семена Кутепова, которые 11 июля 1941-го уничтожили 39 немецких танков. Кутепов, с которым Симонов общался лично, стал прототипом комбрига Серпилина

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Война и мир» (1963) режиссера Сергея Бондарчука.<br>
От идеи снимать Бородинское сражение непосредственно на месте исторических событий режиссеру пришлось отказаться, поскольку на Бородинском поле установлены мемориалы русским солдатам. Тогда была выбрана локация под городом Дорогобужем Смоленской области, похожая по рельефу. В съемках были задействованы, по разным оценкам, от 13 до 15 тыс. солдат, более одной тысячи кавалеристов, использовано 23 т взрывчатки, 40 тыс. л керосина и было произведено более 12 тыс. взрывов

На съемках фильма «Война и мир» (1963) режиссера Сергея Бондарчука.
От идеи снимать Бородинское сражение непосредственно на месте исторических событий режиссеру пришлось отказаться, поскольку на Бородинском поле установлены мемориалы русским солдатам. Тогда была выбрана локация под городом Дорогобужем Смоленской области, похожая по рельефу. В съемках были задействованы, по разным оценкам, от 13 до 15 тыс. солдат, более одной тысячи кавалеристов, использовано 23 т взрывчатки, 40 тыс. л керосина и было произведено более 12 тыс. взрывов

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «В зоне особого внимания» (1977) режиссера Андрея Малюкова.<br>
Сюжет фильма основан на реальном случае, когда четверым военным удалось обезвредить сбежавших из колонии рецидивистов. Картину курировал командующий ВДВ СССР Василий Маргелов — легендарный Дядя Вася. А трюки в фильме ставил мастер боевых искусств, каскадер Тадеуш Касьянов. В год проката фильм посмотрели более 35 млн человек

На съемках фильма «В зоне особого внимания» (1977) режиссера Андрея Малюкова.
Сюжет фильма основан на реальном случае, когда четверым военным удалось обезвредить сбежавших из колонии рецидивистов. Картину курировал командующий ВДВ СССР Василий Маргелов — легендарный Дядя Вася. А трюки в фильме ставил мастер боевых искусств, каскадер Тадеуш Касьянов. В год проката фильм посмотрели более 35 млн человек

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Освобождение» (1968–1971) режиссера Юрия Озерова.<br>
Пять частей картины охватывают основные этапы войны — от Курской битвы до взятия Рейхстага. Съемки велись не только в Советском Союзе, но и в Италии, в Польше, в ГДР. Режиссер, сам прошедший войну, требовал к максимальной достоверности от костюмеров и реквизиторов

На съемках фильма «Освобождение» (1968–1971) режиссера Юрия Озерова.
Пять частей картины охватывают основные этапы войны — от Курской битвы до взятия Рейхстага. Съемки велись не только в Советском Союзе, но и в Италии, в Польше, в ГДР. Режиссер, сам прошедший войну, требовал к максимальной достоверности от костюмеров и реквизиторов

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Перехват» (1986) режиссера Евгения Месяцева.<br>
Фильм рассказывает о противостоянии советского мичмана-пограничника и диверсанта ЦРУ. К съемкам были привлечены пограничники, служащие на сторожевых кораблях и в авиационном полку. Также в фильме использовали настоящий погранично-сторожевой корабль, а старпома сыграл настоящий командир корабля

На съемках фильма «Перехват» (1986) режиссера Евгения Месяцева.
Фильм рассказывает о противостоянии советского мичмана-пограничника и диверсанта ЦРУ. К съемкам были привлечены пограничники, служащие на сторожевых кораблях и в авиационном полку. Также в фильме использовали настоящий погранично-сторожевой корабль, а старпома сыграл настоящий командир корабля

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Баллада о солдате» (1959), режиссера Григория Чухрая.<br>
В картине практически отсутствуют батальные сцены — единственное сражение показано в начале фильма. Режиссер не стремился создать героический образ, а хотел показать одного из представителей поколения, в судьбу которого вмешалась война. В 1960 году «Баллада о солдате» получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля

На съемках фильма «Баллада о солдате» (1959), режиссера Григория Чухрая.
В картине практически отсутствуют батальные сцены — единственное сражение показано в начале фильма. Режиссер не стремился создать героический образ, а хотел показать одного из представителей поколения, в судьбу которого вмешалась война. В 1960 году «Баллада о солдате» получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

Режиссер Александр Столпер на съемках фильма «Живые и мертвые» (1963).<br>
Александра Столпера в качестве режиссера фильма «Живые и мёртвые» предложил сам Константин Симонов, поскольку тот во время войны уже создал несколько картин по произведениям писателя: «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи». Съемки фильма велись в Тверской области, Подмосковье, некоторые сцены снимали в Москве

Режиссер Александр Столпер на съемках фильма «Живые и мертвые» (1963).
Александра Столпера в качестве режиссера фильма «Живые и мёртвые» предложил сам Константин Симонов, поскольку тот во время войны уже создал несколько картин по произведениям писателя: «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи». Съемки фильма велись в Тверской области, Подмосковье, некоторые сцены снимали в Москве

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

Следующая фотография
1 / 10

На съемках фильма «Александр Невский» (1938) режиссера Сергея Эйзенштейна.
Апофеозом кинокартины является знаменитое Ледовое побоище, произошедшее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Саму же сцену снимали летом, в 30-градусную жару на «Мосфильме». Чтобы изобразить озеро, покрытое льдом, огромное поле возле киностудии залили асфальтом, потом алебастром, после чего покрыли плавленым стеклом и засыпали мелом и солью. Для создания ощущения метели рядом с декорацией запускали трактор с установленным на нем пропеллером

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Освобождение» (1968–1971), режиссера Юрия Озерова.
В Советском Союзе Озерову не удалось провести съемки на месте реальных событий, поскольку на полях сражений оставалось много неразорвавшихся снарядов. А вот в Берлине на момент работы над картиной еще можно было найти большое количество руин, что избавило группу от необходимости строить дорогие декорации. Так, в качестве Рейхстага выступила парадная лестница полуразрушенного собора

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Тревожный вылет» (1983), режиссера Владимира Чеботарева.
Фильм снят по повести Евгения Воеводина «Крыши наших домов» и рассказывает о членах экипажа пограничного вертолета. Им предстоит обезвредить катер, нарушивший границы в территориальных водах, а также помочь рыбакам. Консультантами и дублерами на картине стали настоящие пограничники, служащие в Прибалтийском округе

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Живые и мертвые» (1963), режиссера Александра Столпера.
Картина поставлена по первой части одноимённой книги Константина Симонова. Писатель, как и главный герой, был военкором на фронте и видел ужасы отступления первых дней войны. Тогда же он узнал о подвиге бойцов полковника Семена Кутепова, которые 11 июля 1941-го уничтожили 39 немецких танков. Кутепов, с которым Симонов общался лично, стал прототипом комбрига Серпилина

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Война и мир» (1963) режиссера Сергея Бондарчука.
От идеи снимать Бородинское сражение непосредственно на месте исторических событий режиссеру пришлось отказаться, поскольку на Бородинском поле установлены мемориалы русским солдатам. Тогда была выбрана локация под городом Дорогобужем Смоленской области, похожая по рельефу. В съемках были задействованы, по разным оценкам, от 13 до 15 тыс. солдат, более одной тысячи кавалеристов, использовано 23 т взрывчатки, 40 тыс. л керосина и было произведено более 12 тыс. взрывов

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «В зоне особого внимания» (1977) режиссера Андрея Малюкова.
Сюжет фильма основан на реальном случае, когда четверым военным удалось обезвредить сбежавших из колонии рецидивистов. Картину курировал командующий ВДВ СССР Василий Маргелов — легендарный Дядя Вася. А трюки в фильме ставил мастер боевых искусств, каскадер Тадеуш Касьянов. В год проката фильм посмотрели более 35 млн человек

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Освобождение» (1968–1971) режиссера Юрия Озерова.
Пять частей картины охватывают основные этапы войны — от Курской битвы до взятия Рейхстага. Съемки велись не только в Советском Союзе, но и в Италии, в Польше, в ГДР. Режиссер, сам прошедший войну, требовал к максимальной достоверности от костюмеров и реквизиторов

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Перехват» (1986) режиссера Евгения Месяцева.
Фильм рассказывает о противостоянии советского мичмана-пограничника и диверсанта ЦРУ. К съемкам были привлечены пограничники, служащие на сторожевых кораблях и в авиационном полку. Также в фильме использовали настоящий погранично-сторожевой корабль, а старпома сыграл настоящий командир корабля

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

На съемках фильма «Баллада о солдате» (1959), режиссера Григория Чухрая.
В картине практически отсутствуют батальные сцены — единственное сражение показано в начале фильма. Режиссер не стремился создать героический образ, а хотел показать одного из представителей поколения, в судьбу которого вмешалась война. В 1960 году «Баллада о солдате» получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

Режиссер Александр Столпер на съемках фильма «Живые и мертвые» (1963).
Александра Столпера в качестве режиссера фильма «Живые и мёртвые» предложил сам Константин Симонов, поскольку тот во время войны уже создал несколько картин по произведениям писателя: «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи». Съемки фильма велись в Тверской области, Подмосковье, некоторые сцены снимали в Москве

Фото: предоставлено телеканалом «Патриот»

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

«Эта индустрия чертовски жестока»

Творческий путь Дакоты Джонсон

Фотогалерея

Лучшие фото недели

Запоминающиеся кадры 29 сентября–3 октября

Наглядно

Прокатная десятка

На российские экраны вышла драма «Август»

Фотогалерея

«Секс-символ? Ничего не знаю насчет этого»

Клайву Оуэну исполнился 61 год

Фотогалерея

«Песни рождаются из жизни, а не от игры на пианино»

Как развивалась музыкальная карьера Стинга

Фотогалерея

Снова в Думу

Яркие моменты работы депутатов в сентябре

Фотогалерея

Показы во французской столице

В Париже проходит неделя моды

Фотогалерея

«Каждый день люди во Франции видят меня по телевизору»

Марион Котийяр исполнилось 50 лет

Фотогалерея

«Быть актрисой — высшая степень женственности»

Монике Беллуччи исполнился 61 год

Фотогалерея

Лучшие фото за сентябрь

Запоминающиеся кадры месяца

Наглядно

Банкроты во власти и бизнесе

10 лет закону для «нового старта» граждан

Спецпроекты

«За меня такую штуковину никто не напишет»

Генератор неслучайных эпитетов по канонам Дмитрия Медведева

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 03.10.2025

    АО «Почта России»

    Защитить ценные отправления с «Почта России» онлайн

  • 03.10.2025

    АО «Газпромбанк»

    При поддержке Газпромбанка стартовало строительство Северного обхода города Омска

  • 03.10.2025

    АО АКБ «НОВИКОМБАНК»

    НОВИКОМ совместно с «Ростехом» поможет промышленности получить господдержку

  • 03.10.2025

    ООО «Форма»

    В районе набережной Южного порта появится терраса с садами на крыше

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее