«Гимны» Николая Кононова

Выбор Игоря Гулина

Поэт, прозаик и эссеист Николай Кононов — наверное, единственный в современной русской литературе автор, всерьез пишущий большие модернистские романы или, по крайней мере, выстраивающий по-настоящему интенсивные отношения с этим жанром. Единственный, для кого обобщенный Пруст-Манн-Белый — не портрет в галерее достойных мертвецов, а родная тень, взывающая к письму и вызываемая им. Собственно, все его книги (в том числе великолепный «Фланер», наверное, лучший русский роман 2010-х) — спиритические ритуалы, вызов призраков — призраков собственной и общей истории, призраков сюжета и призраков стиля — блестяще несовременного письма, напоминающего манерно-пугающее привидение какой-нибудь бабушки (а бабушка — один из любимых кононовских героев). В каждой из этих книг призраки мерцают, обретают плоть, а потом ускользают, так что роман рассыпается в руках как подарок тени.
)