Дым раздора

Мария Котова о том, как устройства для курения могут рассорить табачников

Табачным компаниям, строящим свой бизнес в условиях постоянно ужесточающегося законодательства и глобального тренда на оздоровление образа жизни, иногда приходится применять в конкурентной борьбе довольно сложные приемы. Причем табачники зачастую борются уже даже не за долю рынка, а пытаются помешать конкурентам развиваться в тех направлениях, где сами уже проиграли. По похожему сценарию сейчас развиваются события на рынке альтернативных устройств для курения. Недавно две мои коллеги стали свидетельницами абсолютно бесплатной раздачи устройств для курения от Japan American Tabaco (JTI). Ее конкуренты ранее действовали иначе: так, например, PMI давала возможность бесплатно попользоваться своим продуктом, но лишь определенное время, с обязательством впоследствии заплатить за него или вернуть обратно. За щедростью JTI может стоять тонкий расчет, полагают эксперты табачного рынка. Самый простой вариант — JTI пытается запрыгнуть в уходящий поезд и заняться продвижением своего продукта, пока это еще не запрещено законом. Сейчас власти активно обсуждают вопрос приравнивания альтернативных средств курения к обычным сигаретам. Если это случится, то электронные устройства попадут под действие 15-ФЗ, регулирующего табачную отрасль, и их реклама будет запрещена.
)