Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Регата
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 78,19
    • € 91,05
    • ¥ 10,95
    • IMOEX 2795,21
    Weekend №18–2025 Валютный прогноз Саммит НАТО СВО Конфликт Израиля и Ирана ПМЭФ-2025 Книга об истории «Ъ» Отношения РФ и США Отношения России и Китая Колесников о Путине Конфликт Трампа и Маска Команда Трампа Санкции против России Ситуация в Сирии США и Украина Эксклюзивы «Ъ» Экономика РФ Тенденции Авто Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
29.03.2022, 00:00

Великий Сибирский путь

Как строилась Транссибирская железнодорожная магистраль

29 марта 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского пути — Транссибирской железной дороги. Это был самый большой транспортный проект того времени. На сегодняшний день вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. История создания самой длинной железнодорожной магистрали, которая в течение века оставалась единственным и самым коротким сухопутным путем из Восточной Азии в Европу, — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Первая российская железная дорога, соединившая  Санкт-Петербург и Царское село, появилась в 1838 году, а к концу XIX века железнодорожная сеть России составляла уже 50 тыс. км. После освоения европейской части страны возникла необходимость в организации пути, который бы связал центральную часть Российской империи с Сибирью

Первая российская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское село, появилась в 1838 году, а к концу XIX века железнодорожная сеть России составляла уже 50 тыс. км. После освоения европейской части страны возникла необходимость в организации пути, который бы связал центральную часть Российской империи с Сибирью

Фото: transsib.ru

Для исследования будущей трассы в 1887 году в Восточную Сибирь были отправлены три экспедиции под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати. Через несколько лет их работа была завершена, и российское правительство приняло решение приступить к строительству самого масштабного транспортного проекта того времени

Для исследования будущей трассы в 1887 году в Восточную Сибирь были отправлены три экспедиции под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати. Через несколько лет их работа была завершена, и российское правительство приняло решение приступить к строительству самого масштабного транспортного проекта того времени

Фото: Library of Congress

29 марта 1891 года император Александр III издал высочайший указ о начале закладки Транссибирской магистрали, которая первоначально называлась «Великим сибирским путем». В церемонии закладки, прошедшей в мае того же года на Уссурийском участке железной дороги, принял участие наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II), который сам наполнил тачку землей и высыпал ее на дорожное полотно

29 марта 1891 года император Александр III издал высочайший указ о начале закладки Транссибирской магистрали, которая первоначально называлась «Великим сибирским путем». В церемонии закладки, прошедшей в мае того же года на Уссурийском участке железной дороги, принял участие наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II), который сам наполнил тачку землей и высыпал ее на дорожное полотно

Фото: Wikimedia

Строительство железнодорожной магистрали началось одновременно как со стороны европейской части России, так и от Владивостока. Дорогу прокладывали по малозаселенной местности, в непроходимой тайге. Рабочим приходилось пересекать многочисленные сибирские реки, озера и болотистую местность

Строительство железнодорожной магистрали началось одновременно как со стороны европейской части России, так и от Владивостока. Дорогу прокладывали по малозаселенной местности, в непроходимой тайге. Рабочим приходилось пересекать многочисленные сибирские реки, озера и болотистую местность

Фото: из коллекции Ю. А. Андрулайтиса

В строительстве Транссибирской магистрали были заняты как российские рабочие, так и иностранные. Квалифицированных мастеров и инженеров специально привозили в Сибирь из центра страны. На некоторых участках были созданы стационарные лагеря для каторжан, ссыльных и арестантов, которых также задействовали в строительстве

В строительстве Транссибирской магистрали были заняты как российские рабочие, так и иностранные. Квалифицированных мастеров и инженеров специально привозили в Сибирь из центра страны. На некоторых участках были созданы стационарные лагеря для каторжан, ссыльных и арестантов, которых также задействовали в строительстве

Фото: из семейного архива Е. П. Вялых

Рабочий день каторжан длился 12 часов и предусматривал перерыв на обед и послеобеденный отдых. Ссыльным  выплачивали заработную плату, часть которой разрешалось выдавать на руки. Наибольший заработок за лето составлял 50 руб., наименьший — семь. Арестанты получали в день 1,54 кг хлеба, на обед — 306 граммов мяса, 100 граммов крупы, 205 граммов овощей

Рабочий день каторжан длился 12 часов и предусматривал перерыв на обед и послеобеденный отдых. Ссыльным выплачивали заработную плату, часть которой разрешалось выдавать на руки. Наибольший заработок за лето составлял 50 руб., наименьший — семь. Арестанты получали в день 1,54 кг хлеба, на обед — 306 граммов мяса, 100 граммов крупы, 205 граммов овощей

Фото: ТАСС

По предварительным расчетам, стоимость Транссиба  должна была составить 350 млн руб. золотом, что было огромной суммой по тем временам. Однако уже в первые годы строительства сметы стали неуклонно расти. Чиновники объясняли это сжатыми сроками строительства и другими обстоятельствами
<br>На фото: крушение поезда на Транссибе в Красноярском крае, 1899 год

По предварительным расчетам, стоимость Транссиба должна была составить 350 млн руб. золотом, что было огромной суммой по тем временам. Однако уже в первые годы строительства сметы стали неуклонно расти. Чиновники объясняли это сжатыми сроками строительства и другими обстоятельствами
На фото: крушение поезда на Транссибе в Красноярском крае, 1899 год

Фото: Музей истории ст. Иркутск-Пасс.

К 1905 году на строительство было потрачено не 350 млн, а 937 млн руб. По окончании Русско-японской войны для предотвращения потери контроля над восточной частью Транссиба была построена дополнительная Амурская железная дорога. Она обошлась казне еще в 329 млн руб.
<br>На фото: строительство Транссибирской магистрали по берегу Ангары

К 1905 году на строительство было потрачено не 350 млн, а 937 млн руб. По окончании Русско-японской войны для предотвращения потери контроля над восточной частью Транссиба была построена дополнительная Амурская железная дорога. Она обошлась казне еще в 329 млн руб.
На фото: строительство Транссибирской магистрали по берегу Ангары

Фото: ТАСС

21 октября 1901 года началось движение поездов по Транссибирской железной дороге. Несмотря на то, что многие мосты и инженерные сооружения не были к этому времени достроены, началась перевозка пассажиров, почты и грузов
<br>На фото: станция Хилок в Читинской области, 1903 год

21 октября 1901 года началось движение поездов по Транссибирской железной дороге. Несмотря на то, что многие мосты и инженерные сооружения не были к этому времени достроены, началась перевозка пассажиров, почты и грузов
На фото: станция Хилок в Читинской области, 1903 год

Фото: Wikimedia

1 июля 1903 года (14 июля по новому стилю) открылось регулярное движение пассажирских поездов из Владивостока и Порт-Артура в Москву и Санкт-Петербург. К этому времени Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию
<br>На фото: cтроительство железной дороги на перегоне Екатеринбург—Челябинск

1 июля 1903 года (14 июля по новому стилю) открылось регулярное движение пассажирских поездов из Владивостока и Порт-Артура в Москву и Санкт-Петербург. К этому времени Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию
На фото: cтроительство железной дороги на перегоне Екатеринбург—Челябинск

Фото: ТАСС

Окончательные работы по строительству Транссибирской магистрали завершились в 1916 году. К этому времени был введен в эксплуатацию мост через реку Амур близ Хабаровска

Окончательные работы по строительству Транссибирской магистрали завершились в 1916 году. К этому времени был введен в эксплуатацию мост через реку Амур близ Хабаровска

Фото: Wikimedia

Самая длинная в мире магистраль, в строительстве которой ежегодно принимали участие 60-80 тыс. рабочих, стала локомотивом экономического развития Сибири и Дальнего Востока
<br>На фото: стрелочник недалеко от Усть-Катава в Челябинской области, 1910-е годы

Самая длинная в мире магистраль, в строительстве которой ежегодно принимали участие 60-80 тыс. рабочих, стала локомотивом экономического развития Сибири и Дальнего Востока
На фото: стрелочник недалеко от Усть-Катава в Челябинской области, 1910-е годы

Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский

В годы Великой Отечественной войны Транссибирскую магистраль использовали для перевозки воинских эшелонов и грузов, а также  эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов. В послевоенные годы Транссиб активно строился и модернизировался
<br>На фото: железнодорожный мост через реку Каму около Перми

В годы Великой Отечественной войны Транссибирскую магистраль использовали для перевозки воинских эшелонов и грузов, а также эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов. В послевоенные годы Транссиб активно строился и модернизировался
На фото: железнодорожный мост через реку Каму около Перми

Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский

C 1990‑х инфраструктура Транссибирской магистрали постоянно модернизируется, увеличивается пропускная способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали

C 1990‑х инфраструктура Транссибирской магистрали постоянно модернизируется, увеличивается пропускная способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали

Фото: Коммерсантъ / Василий Шитов  /  купить фото

Вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. Транссиб пересекает 16 рек и на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал
<br>На фото: перегон Утулик-Слюдянк у побережья озера Байкал

Вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. Транссиб пересекает 16 рек и на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал
На фото: перегон Утулик-Слюдянк у побережья озера Байкал

Фото: Sorovas/ Wikimedia

Транссибирская магистраль занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная железнодорожная магистраль. Ее протяженность составляет 9288 км
<br>На фото: вид со спутника на Транссиб и узел железных дорог в районе Омска

Транссибирская магистраль занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная железнодорожная магистраль. Ее протяженность составляет 9288 км
На фото: вид со спутника на Транссиб и узел железных дорог в районе Омска

Фото: transsib.ru

Следующая фотография
1 / 16

Первая российская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское село, появилась в 1838 году, а к концу XIX века железнодорожная сеть России составляла уже 50 тыс. км. После освоения европейской части страны возникла необходимость в организации пути, который бы связал центральную часть Российской империи с Сибирью

Фото: transsib.ru

Для исследования будущей трассы в 1887 году в Восточную Сибирь были отправлены три экспедиции под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати. Через несколько лет их работа была завершена, и российское правительство приняло решение приступить к строительству самого масштабного транспортного проекта того времени

Фото: Library of Congress

29 марта 1891 года император Александр III издал высочайший указ о начале закладки Транссибирской магистрали, которая первоначально называлась «Великим сибирским путем». В церемонии закладки, прошедшей в мае того же года на Уссурийском участке железной дороги, принял участие наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II), который сам наполнил тачку землей и высыпал ее на дорожное полотно

Фото: Wikimedia

Строительство железнодорожной магистрали началось одновременно как со стороны европейской части России, так и от Владивостока. Дорогу прокладывали по малозаселенной местности, в непроходимой тайге. Рабочим приходилось пересекать многочисленные сибирские реки, озера и болотистую местность

Фото: из коллекции Ю. А. Андрулайтиса

В строительстве Транссибирской магистрали были заняты как российские рабочие, так и иностранные. Квалифицированных мастеров и инженеров специально привозили в Сибирь из центра страны. На некоторых участках были созданы стационарные лагеря для каторжан, ссыльных и арестантов, которых также задействовали в строительстве

Фото: из семейного архива Е. П. Вялых

Рабочий день каторжан длился 12 часов и предусматривал перерыв на обед и послеобеденный отдых. Ссыльным выплачивали заработную плату, часть которой разрешалось выдавать на руки. Наибольший заработок за лето составлял 50 руб., наименьший — семь. Арестанты получали в день 1,54 кг хлеба, на обед — 306 граммов мяса, 100 граммов крупы, 205 граммов овощей

Фото: ТАСС

По предварительным расчетам, стоимость Транссиба должна была составить 350 млн руб. золотом, что было огромной суммой по тем временам. Однако уже в первые годы строительства сметы стали неуклонно расти. Чиновники объясняли это сжатыми сроками строительства и другими обстоятельствами
На фото: крушение поезда на Транссибе в Красноярском крае, 1899 год

Фото: Музей истории ст. Иркутск-Пасс.

К 1905 году на строительство было потрачено не 350 млн, а 937 млн руб. По окончании Русско-японской войны для предотвращения потери контроля над восточной частью Транссиба была построена дополнительная Амурская железная дорога. Она обошлась казне еще в 329 млн руб.
На фото: строительство Транссибирской магистрали по берегу Ангары

Фото: ТАСС

21 октября 1901 года началось движение поездов по Транссибирской железной дороге. Несмотря на то, что многие мосты и инженерные сооружения не были к этому времени достроены, началась перевозка пассажиров, почты и грузов
На фото: станция Хилок в Читинской области, 1903 год

Фото: Wikimedia

1 июля 1903 года (14 июля по новому стилю) открылось регулярное движение пассажирских поездов из Владивостока и Порт-Артура в Москву и Санкт-Петербург. К этому времени Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию
На фото: cтроительство железной дороги на перегоне Екатеринбург—Челябинск

Фото: ТАСС

Окончательные работы по строительству Транссибирской магистрали завершились в 1916 году. К этому времени был введен в эксплуатацию мост через реку Амур близ Хабаровска

Фото: Wikimedia

Самая длинная в мире магистраль, в строительстве которой ежегодно принимали участие 60-80 тыс. рабочих, стала локомотивом экономического развития Сибири и Дальнего Востока
На фото: стрелочник недалеко от Усть-Катава в Челябинской области, 1910-е годы

Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский

В годы Великой Отечественной войны Транссибирскую магистраль использовали для перевозки воинских эшелонов и грузов, а также эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов. В послевоенные годы Транссиб активно строился и модернизировался
На фото: железнодорожный мост через реку Каму около Перми

Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский

C 1990‑х инфраструктура Транссибирской магистрали постоянно модернизируется, увеличивается пропускная способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали

Фото: Коммерсантъ / Василий Шитов  /  купить фото

Вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. Транссиб пересекает 16 рек и на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал
На фото: перегон Утулик-Слюдянк у побережья озера Байкал

Фото: Sorovas/ Wikimedia

Транссибирская магистраль занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная железнодорожная магистраль. Ее протяженность составляет 9288 км
На фото: вид со спутника на Транссиб и узел железных дорог в районе Омска

Фото: transsib.ru

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Истинный партиец

Геннадий Зюганов в различных ситуациях

Фотогалерея

Прощание с Валентиной Талызиной

Фоторепортаж

Фотогалерея

Вручение премии «Хрустальная Турандот»

Фоторепортаж

Фотогалерея

В шахматном порядке

Владимиру Крамнику — 50

Фотогалерея

Парад Победы 1945 года

Как проходило историческое событие

Фотогалерея

Женские лица российской дипломатии

10 руководителей посольств за рубежом

Фотогалерея

Неделя мужской моды в Милане

Кадры с показов новых коллекций

Фотогалерея

«А загрызли не больше дюжины. Шутка»

Какие происшествия случались в крымском сафари-парке «Тайган»

Фотогалерея

Светская хроника

16–22 июня

Фотогалерея

«Я не дьявол, хотя ношу туфли Prada»

Мерил Стрип и ее роли

Наглядно

«Если у нас пойдет дождь, у вас будет потоп»

25 лет угроз Ирану — в материалах “Ъ”

Фотогалерея

ПМЭФ–2025

Презентации крупных компаний и регионов

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 26.06.2025

    «Донстрой»

    Три проекта «Донстрой» в топ-10 рейтинга ЖК с крупнейшими внутридомовыми пространствами

  • 26.06.2025

    ГК «Галс-Девелопмент»

    Монолитные работы в жилом квартале «Дом 56» завершены с опережением графика

  • 25.06.2025

    АО «ДОМ.РФ»

    Технологии информационного моделирования применяют уже свыше 40% застройщиков

  • 25.06.2025

    ООО «Серконс»

    Что не так с деревянными многоэтажками

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 123112, Москва, Пресненская наб. д. 10, этаж 35, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее