13 августа 1899 года родился Альфред Хичкок — британский, а впоследствии американский кинорежиссер, законодатель жанра «триллер» и признанный мастер саспенса. Жизнь и творчество гения кино с непростым характером — в фотогалерее «Ъ».
Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в семье торговца фруктами в пригороде Лондона Лейтонстоуне. Образование он получил в иезуитском колледже Святого Игнатия Лойолы. «Наверно, именно там, у иезуитов, развилось во мне чувство страха — морального порядка: страха оказаться вовлеченным во что-то греховное. Всю жизнь я пытаюсь избежать этой опасности. Отчего? Может быть, из боязни физического наказания», — рассказывал Хичкок впоследствии
Фото: AP / HO
Карьера Альфреда Хичкока началась в Gainsborough Studios, где он снял свои первые фильмы, пока без звука (а также познакомился с будущей женой Альмой Ревилль). В 1949 году студия закрылась, и теперь на ее месте расположен одноименный квартал фешенебельных домов. В 2003 году там был установлен памятник кинорежиссеру под названием «Мастер саспенса»
Фото: AP
Про отношения Хичкока с женой Алмой (на фото) известно мало. Биографы описывают отношения супругов как дружеские, деловые (Алма была киномонтажером)
Фото: AP
Первым звуковым фильмом Хичкока стал «Шантаж». Он относится к тем произведениям, каждый план которых в киношколах учат как образец виртуозного мастерства. Звук только начал вторжение на экран, а Хичкок уже использовал его так, словно всю жизнь снимал звуковое кино, заражая зрителей безумием отчаяния героини, убившей насильника и воспринимающей любой пустяк как вопиющую улику против себя На фото: кадр из фильма «Шантаж», крайний слева — Альфред Хичкок
Фото: British International Pictures
Из-за начала Второй мировой войны в 1939 году Хичкоку пришлось переехать в Голливуд. Первой картиной его голливудского периода стала «Ребекка», заслуживашая две премии «Оскар», включая победу в номинации «Лучший фильм». Самого Хичкока номинировали на премию «Оскар» шесть раз в период между 1941 и 1961 годами, но он так ничего и не получил
Фото: AP
Однако в 2012 году Голливуд оказался «благосклонен» к Хичкоку: ему были посвящены сразу два фильма — «Девушка» (The Girl), снятый для американского кабельного канала HBO, который смотрят миллионы зрителей, и «Хичкок» (Hitchcock), вышедший в широкий мировой прокат. В «Хичкоке» его играет сэр Энтони Хопкинс, тоже британец, однако удостоенный «Оскара», а его жену Алму Ревилль — оскароносная Хелен Миррен На фото: кадр из фильма «Хичкок»
Фото: Fox Searchlight Pictures
За Альфредом Хичкоком числятся недобрые дела по отношению к людям, с которыми он работал. Гений кино, он во время работы над фильмами и в частной жизни мог быть весьма малоприятным человеком
Фото: flickr.com/photos/tom-margie
Стоит отметить один весьма важный мотив его творчества — недоброе отношение к женщинам. Когда режиссер Франсуа Трюффо беседовал с Хичкоком, тот 140 раз упомянул актрис из своих фильмов. Ремарки эти были по большинству без эмоций, но часто и откровенно враждебными. У Хичкока не нашлось доброго слова даже для Ингрид Бергман (на фото) и Грейс Келли, которых он привечал
Фото: AP
В его отношении к женщинами было нечто садистское, особенно в случае с Типпи Хедрен (на фото), которая отказала ему в домогательствах. В фильме «Птицы» он вместо обещанных чучел запустил в ограниченное пространство декораций злых и возбужденных живых птиц. Актриса была изранена
Фото: Universal Pictures
Альфред Хичкок говорил: чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Сценарий к «Птицам», его самому загадочного фильму, написала одна из наиболее известных британских писательниц XX века Дафна Дюморье
Фото: Getty Images
Самым поразительным в Хичкоке принято считать его популярность у массовой аудитории и в то же время способность давать пищу самым изощренным киноведческим концепциям. Слово, сразу ассоциирующееся с Хичкоком,— «саспенс»: когда абсолютно все очевидно, все карты раскрыты и из-за угла никто не выпрыгнет, но в двадцать пятый раз на известном наизусть эпизоде затаиваешь дыхание не в фигуральном, а в физическом смысле
Фото: AP
Знаменитая сцена убийства героини Дженет Ли под душем психопатом, сыгранным Энтони Перкинсом, в «Психо», вызвала в 1960 году настоящий психоз среди юных американок, выразившийся в том, что они тысячами категорически отказывались принимать душ
Фото: Shamley Productions
Самой актрисе фильм запомнился главным образом мучительным трудом. Съемки крохотного эпизода длились неделю, поскольку состоял он из 70 планов длиной две-три секунды На фото: съемки фильма «Психо»
Фото: Getty Images
Хичкок не был мастером передавать зрителям какие-то идейные послания, за исключением витающей над всеми его фильмами идеи изначальной грешности человека, которого всегда сопровождает по жизни темный двойник
Фото: Getty Images
Во время съемок фильма «К северу через северо-запад» исполнитель главной роли Кэри Грант пожаловался Хичкоку: «Мы сняли уже треть фильма, а я до сих пор не понимаю, что происходит». Фирменная хичкоковская ситуация «не того человека», преследуемого за преступление, которое он не совершал, доведена в этом фильме до абсурда На фото: кадр из фильма
Фото: MGM
Хичкок называл свои фильмы «кусками пирога», которые он скармливал зрителям. И еще говорил: «Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки»
Фото: AP / Robert E. Dear
В 1999 году журнал Sight and Sound провел опрос ведущих режиссеров мира, выбранных Британским киноинститутом, о том, какие фильмы Хичкока они считают лучшими. Милош Форман, Джон Карпентер и Баз Лурман выбрали «Головокружение». По иронии судьбы в свое время картина провалилась — сам Хичкок называл причиной неудачи опрометчивый выбор на главную роль постаревшего Джеймса Стюарта На фото: кадр из фильма
Фото: Paramount Pictures
В большинстве своих картин Альфред Хичкок сыграл эпизодические роли. «Режиссер должен знать, как живет другая часть команды. Поэтому я перемещаюсь по другую сторону камеры, давая возможность моей съемочной группе снимать меня, и так я могу узнать, что же это такое, сниматься у моей съемочной группы», — говорил он На фото: камео Альфреда Хичкока в фильме «Поймать вора»
Фото: MGM
Альфред Хичкок умер 29 апреля 1980 года в возрасте 80-ти лет от почечной недостаточности. Режиссера кремировали, а прах, как он и написал в завещании, развеяли над Тихим океаном
Фото: AP
В памяти потомков Хичкок — абсолютный гений, просто эксцентричный дедушка. Но один из самых лучших и достойных доверия биографов Хичкока, Доналд Спото, лично знавший мастера, пишет о нем: «Его биография остается предупреждением о том, как любая жизнь может пойти наперекосяк. Это история человека настолько несчастливого, настолько полного самобичевания, настолько одинокого и лишенного друзей, что удовлетворение ему приносили только сочинение фантазий и зарабатывание денег. Факт, что он не считал сексуальную агрессию чем-то запрещенным. И этому нет оправдания: никакая художественная цель не оправдывает жестокость или эксплуатацию»
Фото: AP / Reed Saxon