Первые «Ласточки» готовятся к запуску

Когда и где появятся составы без машиниста

В РЖД подтвердили запуск беспилотных «Ласточек» на МЦК. По данным холдинга, перевозки могут начаться уже летом 2024 года. Впрочем, сначала на путях появятся поезда третьего уровня автоматизации — то есть в кабине для контроля все еще будет присутствовать машинист. Испытания полностью беспилотных «Ласточек» в РЖД тоже оценили положительно. Такие составы с максимальным уровнем автоматизации управляются дистанционно машинистом-оператором. Ранее в холдинге сообщали, что подобные поезда на МЦК планируют запустить в 2026 году.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Что для этого потребуется? Член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков считает, что модернизировать в первую очередь придется платформы: «Человек нужен в той степени, в какой поезд может столкнуться с чем-то непредвиденным. В обычно ситуации, конечно, управлять можно автоматически. Но если на рельсы выбежит человек или животное, грузовик сломается на переезде? В случае непредвиденных обстоятельств машинист незаменим.

Что касается трассы МЦК, то она находится в лучшем положении, чем обычная железная дорога. Однако непредвиденные события могут происходить и там — где-то дерево перегородило пути или пассажир на станции упасть с платформы. И, видимо, это основная причина, по которой в кабине будет сидеть человек. Возможно, он не будет нажимать на кнопки, поезд будет ехать совершенно автоматически, но на случай непредвиденных ситуаций машинист там должен находиться.

Психологическая причина также важна. Далеко не каждый пассажир спокойно сядет в поезд, которым не управляет человек. Плюс для того, чтобы запустить полностью беспилотный состав, необходимо оснастить все станции Московского центрального кольца раздвижными дверями, которые будут полностью исключать падения человека или каких-то вещей на пути».

Сергей Собянин предполагал, что с 2026 года поезда с беспилотным управлением могут быть запущены и в московском метро. Впрочем, перспективы применения технологии могут быть куда шире, говорит президент исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: «Для того чтобы запустить какую-то технологию, она должна пройти определенные процедуры, сертификацию, обкатку. Сперва нужно посмотреть, как система будет вести себя в нестандартных ситуациях. Поскольку речь идет о пассажирских перевозках, здесь важно отработать все аспекты безопасности. К этому подошли довольно-таки обстоятельно, выбирали различные варианты взаимодействия. Машинист сначала следил дистанционно, потом смотрели, чтобы состав уже мог ездить без машиниста.

МЦК — сегодня самый оптимальный полигон для этого. Там очень много ограничений для доступа простых граждан на пути, и довольно отлаженная схема движения поездов. Соответственно, потребовалось где-то около года. Но это нормальный срок для сертификации системы такого уровня. Если никаких сбоев не будет, то она будет запущена. Эта технология отрабатывается для того, чтобы сократить интервал между поездами. Сейчас поезда идут в среднем с интервалом в 5 минут. Для того чтобы нам уйти в 3-3,5 минуты, там уже должна быть система автоматического управления. Но может не хватить человеческой реакции на возникновение внештатной ситуации.

Вопрос не в том, что нам нужно сэкономить на оплате труда машиниста. Это делается именно для того, чтобы поезда ходили гораздо чаще.

МЦК — это только первый шаг. Вполне возможно, что в дальнейшем мы увидим эту технологию на МЦД, там есть потребность сокращения интервалов между поездами. Если эта технология себя зарекомендует, ее можно будет применить и на российских железных дорогах».

На МЦК сейчас курсирует более 100 электропоездов «Ласточка», в часы пик минимальный интервал между ними составляет 4 минуты.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Горелова

Вся лента