«Картина, видимо, стала мишенью из-за связей университета с Израилем»
Дмитрий Буткевич — об акте вандализма в Тринити-колледже
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, что и почему произошло с портретом лорда Артура Бальфура.
Поветрие последнего времени — вандализм в отношении произведений искусства в музеях мира — приобретает новые формы и обоснования. В целом, увы, этого и следовало ожидать.
Раньше бушевали экоактивисты, обливая картины супом. Недавно выступили сторонницы реформ в системе здравоохранения, написав неприличное слово на скульптуре, теперь дошло до политических противников Израиля. Не могу понять, почему такая ненависть именно к искусству у всех этих активистов.
Вот в Университете Кембриджа, в знаменитом Тринити-колледже, только что некто облил красной аэрозольной краской портрет лорда Бальфура, картину кисти Филиппа Алексиуса де Ласло 1914 года. Облил, а потом почти полностью разрезал холст на куски. Видео этой акции поделилась организация Palestine Action.
Стоит напомнить про лорда Артура Бальфура, министра иностранных дел Соединенного Королевства в 1917 году. «Декларация Бальфура», которую называют одним из самых противоречивых документов в истории XX века, была публичным обещанием Великобритании, заявившей о поддержке создания национального дома для еврейского народа» в Палестине. Обещание было оформлено в форме письма Бальфура и было адресовано Лайонелу Уолтеру Ротшильду, видному деятелю британской еврейской общины.
Эта декларация легла в основу британского мандата в Палестине и позже, в 1948 году, проложила путь к созданию государства Израиль и последующей Накбы (это палестинский термин, обозначающий перемещение 750 тыс. палестинцев).
Помимо репутации Бальфура среди палестинцев, картина, видимо, стала мишенью из-за связей Кембриджского университета с Израилем. Согласно исследованиям арабских журналистов, Тринити-колледж инвестирует в оружейную промышленность еврейского государства.
С тех пор международные организации, поддерживающие палестинцев, предупреждали Тринити-колледж, что такие инвестиции могут сделать его сотрудников и акционеров «потенциальными соучастниками израильских военных преступлений против человечности». Все понимаю, но картины-то зачем резать?