«Стратегия банка соответствует задачам, которые стоят перед страной»

Глава ВТБ Андрей Костин подвел итоги стратегической недели банка

С 26 февраля за пять дней банк ВТБ представил новую трехлетнюю стратегию развития: планы по розничному сегменту, среднему и малому бизнесу, корпоративно-инвестиционному блоку и технологической трансформации. Завершилась стратегическая неделя выступлением главы ВТБ Андрея Костина и первого зампреда банка Дмитрия Пьянова.

Фото: Пресс-служба ВТБ

«Банк переосмыслил ситуацию и те задачи, которые стоят перед ним и перед обществом. Новая стратегия ВТБ в полной мере соответствует тем задачам, которые поставил перед страной в послании президент», — начал свое выступление господин Костин. Он подчеркнул, что задачи, стоявшие перед банком в предыдущий период, были в основном выполнены, несмотря на существенные коррективы экономической и политической ситуации. В 2023 году банк получил рекордную прибыль — 432 млрд руб. — при рентабельности 22%, привел данные глава финансовой организации. Кроме того, ВТБ совершил цифровую трансформацию, став, по оценке банкира, одним из наиболее продвинутых банков в технологическом плане. Более того, банк уже получает осязаемый эффект от цифровизации — его господин Костин оценил в 350 млрд руб.

«Банк смог успешно перестроить бизнес-модель на глобальном рынке. Хотя справедливо признать, что ВТБ сильнее прочих пострадал от антироссийских санкций. Мы не могли не пострадать, учитывая нашу в том числе инвестиционную активность на мировых рынках и обширную сеть филиалов по всему миру. Но мы перестроились и теперь являемся лидерами на рынках дружественных стран. Наша задача — создать свой уникальный финансовый рынок, не зависимый от “Свифта” и “Евроклира”. И мы работаем в этом направлении совместно с правительством», — подчеркнул глава ВТБ.

Безусловный приоритет банка — расширение работы на внутреннем рынке, как в сегменте розницы, в том числе массовой, так и в сегменте малого и среднего бизнеса, заявил Андрей Костин. К 2026 году банк планирует увеличение численности активных клиентов до 35 млн человек. Для этого банк планирует развивать сеть офисов, открывать точки в том числе в малых городах, развивать курьерскую службу на федеральном уровне. Задача — превратить банк в такого федерального игрока, который будет эффективно объединять и филиальную сеть, и дистанционные и курьерские сервисы. Инвестиции в масштабирование розничного бизнеса составят 55 млрд руб. за три года.

Сохранять и приумножать свои компетенции будет ВТБ и в работе с крупным корпоративным сегментом. Приоритет отдается проектам, направленным на импортозамещение, на достижение технологического и промышленного суверенитета страны. ВТБ готов сопровождать структурную перестройку российской экономики, подчеркнул господин Костин. Задача — грамотно аккумулировать средства внутри страны и привлекать средства из дружественных стран, заключил он.

Первый зампред банка Дмитрий Пьянов сообщил о конкретных цифрах и задачах ВТБ.

«Новый стратегический цикл банк ВТБ начинает не с нуля, а являясь одним из крупнейших универсальных банковских институтов России, имеющих уникальную синергию по всем типам клиентских продуктов и потребностей. Более того, ВТБ, несмотря на все потрясения последнего времени, смог сохранить экспертизу инвестиционного банка, что позволяет привлекать средства из дружественных экономик. А технологическая платформа ВТБ позволяет совершать 5 млн операций ежедневно», — начал свое выступление господин Пьянов. В цифрах ВТБ сегодня — это 30 трлн руб. активов, 22 млн клиентов физлиц и 1,3 млн клиентов в сегменте МСБ.

Безусловно, есть и слабые места, не побоялся перечислить он. Одна из ключевых точек роста банка — недостаточная представленность в нижнем массовом сегменте и недостаточный охват населения: из 100 млн банкированного населения России доступ к ВТБ есть лишь у половины. Еще одна задача — оптимизация структуры фондирования. Сейчас у ВТБ она зачастую оказывается на 2 п. п. выше, чем у коллег по отрасли. Вызывает беспокойство у господина Пьянова и недостаточность капитала, что не позволяет платить дивиденды.

Задача банка на новый стратегический цикл — как раз совершить такие метаморфозы, которые позволили бы, несмотря на всю непредсказуемость регулирования и ДКП сегодня и на риски снижения темпов роста банковского сектора, нивелировать слабые участки в бизнесе банка, развить сильные и новые. Господин Пьянов сформулировал семь основных метаморфоз, которые должны произойти с банком ВТБ к 2026 году:

  1. Масштабирование розницы;
  2. Активное усиление позиций в регионах;
  3. Бесшовное обслуживание клиентов между бизнес-блоками;
  4. Изменение структуры фондирования;
  5. Усиление рыночных позиций в международных расчетах;
  6. Достижение технологического суверенитета;
  7. Передовые решения на основе искусственного интеллекта.

Эти планы банк не просто декларирует — есть конкретные значения в финансовых и операционных показателях. Так, к 2026 году чистая прибыль должна достигнуть 650 млрд руб., а рентабельность капитала — приблизиться к уровню 20%, приводит данные господин Пьянов. Кроме того, в 2026 году ВТБ планирует вернуться к выплате дивидендов и направить на эти цели 80 млрд руб. Таких показателей банк рассчитывает достичь в том числе за счет снижения доли «дорогих» и высокочувствительных к изменению рыночной ставки пассивов до 14% к 2026 году (сейчас 34%). Чистая процентная маржа банка к концу стратегического цикла должна составить 3,6%, что на 1,1 п. п. больше, чем сейчас.

Банк ВТБ (ПАО)

Реклама

Вся лента