QR-коды избавляют от унификации

Как игроки рынки и эксперты оценивают инициативу ЦБ

Глава Сбербанка в очередной раз поспорил с представителями ЦБ: на этот раз Герман Греф высказался против внедрения единого QR-кода для совершения платежей. Регулятор предлагал создать такую систему еще осенью 2023 года. В свою очередь, глава Сбербанка считает, что повсеместное внедрение только одной системы будет «самым негативным решением», которое может принять ЦБ, и приведет к тому, что компании потеряют интерес к инновациям. Насколько оправдано это мнение? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Впервые о планах создать единый QR-код Центробанк объявил в ноябре прошлого года. Первый зампред регулятора Ольга Скоробогатова заявляла, что сейчас люди теряются на кассах из-за того, что им предлагают оплачивать товары и услуги десятками разных кодов. Исправить это мог бы единый сервис, считают в ЦБ. Причем в его разработке планировал участвовать оператор карт «Мир» — НСПК, подконтрольный регулятору.

Но далеко не все банки были к этому готовы. Например, в «Сбере» уже тогда заявили, что против всего «единого», поскольку это больше напоминает монополию. А 28 февраля глава организации Герман Греф заявил, что если такой сервис появится, то это станет «колоссальной ошибкой» ЦБ.

С этим согласна и исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова: «Со стороны регулятора должно быть не предложение одной единственной технологии, потому что это, действительно, убивает любой смысл в инновациях. Мы это видим прекрасно на платежном рынке. У нас осталась одна платежная система, и фактически нет никакого финтеха в этой области.

Вроде как Банк России говорит: "Вот мой обязательный сервис, а если хотите, делайте что-то другое". Но конкурировать с регулятором никто не может, разве что Сбербанк, и то и ему уже становится сложновато».

Опасения «Сбера» понятны: у банка уже есть похожий сервис «Плати QR». По словам Германа Грефа, к нему активно присоединяются и другие организации. Например, из всех крупных игроков к нему не подключен только ВТБ. А, как отмечал “Ъ”, уже летом 2023 года показатели Системы быстрых платежей от ЦБ и «Плати QR» были сопоставимы по количеству совершенных операций.

Логично, что «Сбер» не хочет, чтобы инвестиции в проект были напрасны, отметил независимый экономический эксперт Семен Новопрудский: «Конечно, это связано, прежде всего, с тем, что Сбербанк этот сервис наладил и вкладывал в него значительные деньги. Конечно, ему хотелось бы сохранить его в том виде, в каком он создан или, может быть, даже развивать.

То есть это просто в хорошем смысле некоторая ревность и нежелание унификации.

Ведь банку, который к тому же остается самым продвинутым по набору способов платежей, не хочется, чтобы у всех, кто этого не создавал, появилась возможность с ним конкурировать».

При этом некоторые игроки рынка еще в прошлом году называли систему оплаты покупок по QR-коду устаревшей технологией. В частности, старший вице-президент ПСБ Александр Чернощекин отмечал, что она проигрывает, например, прикладыванию гаджета. Но в целом разнообразие сервисов для оплаты позитивно влияет на рынок, заметил гендиректор Консалтингово-аналитического союза Артем Генкин. По его словам, ЦБ следует не конкурировать с банками, а обратить внимание на другую проблему:

«Первопричиной стремления к унификации является попытка избежать злоупотребления различных банков, которые подменяют QR-коды, то есть вводят в заблуждение потребителя. И он в результате не понимает, каким решением пользуется или ему не оставляют выбора. Вот с этой первопричиной было бы логично бороться и установить значимое наказание для игроков в случае, если они занимаются обманом потребителей. И это было бы необходимой и достаточной мерой, чтобы было лучше именно людям».

Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что направлял свои предложения в Центробанк и очень надеется, что регулятор подойдет к этому вопросу «взвешенно». Вероятно, реакция от ЦБ должна последовать в ближайшее время, поскольку в ноябре первый зампред Ольга Скоробогатова заявляла, что им потребуется около трех месяцев, чтобы понять, как именно создать унифицированный QR-код.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента