«Водить я любила всегда»

Таксопарки адаптируются для привлечения женщин-водителей

В России все чаще за рулем такси можно встретить женщин: их привлекают свободный график работы, искреннее желание водить и возможность получить дополнительный доход. В ответ на растущий интерес женщин к профессии таксопарки корректируют бизнес-процессы и помогают женщинам адаптироваться к работе в сфере такси. Среди решений — развитие женских таксопарков и специальное брендирование машин. По мнению участников рынка, это поможет освоиться в профессии и понять, что профессия уже давно не только мужская.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

В России в такси работают десятки тысяч женщин-водителей. Согласно статистике «Яндекс Такси», число водительниц в сервисе растет. В 2023 году с компанией стало сотрудничать на 18% больше женщин-водителей, чем годом ранее. Наиболее высокая доля женщин, работающих в такси, сейчас в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске, Перми, Екатеринбурге.

Активное освоение профессии таксиста женщинами было лишь вопросом времени. Еще в 2021 году «Автостат» подсчитал, что почти треть российских автовладельцев — женщины. Их средний возраст — 45 лет, а самый активный возраст для вождения выпадает на 38 лет. Тогда же, в 2021 году, Минтруд разрешил женщинам управлять большегрузными фурами, так что женщины могут работать водителями и самосвалов, и «КамАЗов», и фур, а также трактористами, матросами, шкиперами и боцманами, машинистами электричек. По данным сервиса «Работа.ру», сами россиянки чаще хотят работать водителями: с 2017 по 2020 год число резюме от женщин на такие вакансии выросло с 7 тыс. до 45 тыс.

Выбор в пользу такси

Работа в такси дает женщинам разные возможности реализоваться. Так, женщин привлекает свободный график. «Мы связываем растущий интерес женщин к профессии с рядом причин: водители гибко планируют свое время и могут совмещать сотрудничество с такси с другими делами, от заявки на регистрацию в сервисе до первой поездки может пройти всего несколько часов»,— отмечают в «Яндекс Такси». Женщины рассказывают, что именно работа водителем такси дала им возможность подстраивать работу под свою жизнь, а не наоборот: можно самостоятельно выбирать, когда проводить время с семьей, а когда работать.

Другая причина прийти в профессию — это любовь к вождению. Многие женщины-водители отмечают, что за руль они сели не потому, что была необходимость, а потому, что им нравится водить. Кому-то комфортно проводить в машине несколько часов, а для кого-то вождение — альтернатива медитации. «Я люблю водить, за рулем уже больше 20 лет! За годы успела покататься по всей стране: от Красноярска до Краснодара. У меня был небольшой перерыв в работе, но долго без дороги я не смогла. Сейчас работаю в Сочи и сотрудничаю с KVIN»,— делится водительница Ангелина Климова. По ее словам, работать в курортном городе — значит общаться с пассажирами, которые приехали отдохнуть и хорошо провести время. «Это всегда особенное настроение в поездке»,— добавляет она.

Многие девушки рассматривают работу в такси в качестве подработки. «В такси я пришла в начале ноября 2023 года — искала работу с удобным графиком. Водить я любила всегда, поэтому решила попробовать себя в роли водителя такси»,— подтверждает водительница таксопарка GDel в Санкт-Петербурге Анастасия Ильина.

Таксопарки меняются

Работодатели, отмечая рост спроса на профессию со стороны женщин, адаптируют работу компаний под их нужды и запускают специальные проекты, которые помогают женщинам адаптироваться в профессии быстрее и комфортнее.

Один из таких примеров — запуск в Санкт-Петербурге таксопарка, специализирующегося на сотрудничестве с женщинами-водителями. Это пока первый подобный опыт в России, говорят в запустившей его сети таксопарков GDel. «Перед открытием первого женского таксопарка команда Gdel изучила аналитику и обратила внимание на сильный прирост женщин в филиалах сети таксопарков за последний год»,— объясняют решение в компании.

Поскольку женщин становится больше в отрасли, таксопарки стремятся создать комфортные условия для их входа в профессию и комфортного взаимодействия с коллегами в профессиональной среде.

Водительница GDel Анастасия Ильина вспоминает, что на этапе поиска работы ее привлекло наличие женского таксопарка. «Благодаря коллегам и женскому таксопарку получилось быстро адаптироваться в новой сфере: все друг друга поддерживают, помогают, всегда на связи. У нас даже сложилось такое женское комьюнити на работе: общаемся и проводим время вместе»,— говорит она.

Одним из решений, призванных изменить восприятие имиджа профессии водителя такси как исключительно мужской, стала оклейка автомобилей, посвященная женщинам за рулем. Такой брендинг привлекает внимание: так таксопарки рассказывают жителям и пассажирам, что женщины также работают в такси. «Здорово ездить на таких автомобилях: и самой приятно, и пассажиры обращают внимание, и просто люди на улице — улыбаются, фотографируют — в общем, всем однозначно нравится»,— подтверждает Анастасия Ильина.

Владелец таксопарка GDel Андрей Складчиков рассчитывает привлечь к сотрудничеству еще больше женщин-водителей. В планах компании — масштабировать проект и выйти с ним в регионы.

Изменения происходят по всей стране

Другие регионы не стоят на месте и развивают собственные проекты. Наиболее распространен опыт с оклейкой автомобилей: он не требует много затрат, но может оказаться результативным. Операционный директор сети автопарков в Сибири УК «Е-такси» Владислав Брюховских рассказывает, что среди водителей—арендаторов автомобилей компании всегда присутствовал небольшой процент женщин. Однако в последнее время их число стало расти, и компания начала адаптироваться к растущей аудитории.

«Мы запустили проект в экспериментальном режиме и создали уникальный дизайн брендинга автомобилей с графическими элементами: изображениями людей и слоганом»,— отмечает он. Это также первый опыт за Уралом. «Мы выделили около трех сотен автомобилей под этот брендинг в разных городах нашей сети»,— объясняет Владислав Брюховских.

Разработать специальный дизайн для оклейки автомобилей для женщин-водителей планируют также в таксопарке KVIN. Основная задача проекта — помочь женщинам адаптироваться в сфере такси. «Мы планируем забрендировать в Сочи и Адлере десятки автомобилей, на которых женщины-водители будут выполнять заказы»,— поясняет представитель KVIN Константин Черненко. Кроме того, в планах KVIN — открыть таксопарк, специализирующийся на работе с женщинами-водителями.

Женские таксопарки и автомобили с оклейкой будут активно распространяться по всей стране, считают участники рынка. Женщины за рулем, в том числе за рулем такси, давно стали частью современной жизни — такие инициативы делают этот опыт видимым для всех.

Екатерина Ершова

Вся лента