Бизнес предупредили об избыточности льгот

На форуме РСПП выявили риски предоставления налоговых преференций

Идея властей о стимулировании частных вложений в рамках концепции «льготы в обмен на инвестиции» столкнулась с внешними ограничениями, показала дискуссия на Налоговом форуме РСПП. Бизнес предлагает снижать уровень налогообложения для инвестиционно активных компаний. В ФНС же предупреждают о риске получения избыточных налоговых льгот в свете глобальной борьбы с занижением налогов транснациональными компаниями. При эффективной ставке налога на прибыль ниже 15% работающим за рубежом компаниям фактически придется доплачивать за льготы в РФ в бюджет другой страны, а это для российских властей неприемлемо.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

На Налоговом форуме, прошедшем в пятницу в рамках недель российского бизнеса РСПП, предприниматели сформулировали два запроса к правительству — обеспечить предсказуемость налоговых условий и увязать налоговую нагрузку с инвестиционной активностью предприятий. В качестве же примера того, как, с точки зрения бизнеса, поступать не следует, выступавшие привели принятые в экстренном порядке курсовые пошлины. О них, напомним, стало известно в сентябре 2023 года, а уже с октября без предметного диалога с бизнесом эти платежи были введены для стабилизации курса ослабевшего рубля. Спустя несколько месяцев механизм пришлось корректировать — под пошлины попали товары, зависимые от импорта ключевых компонентов, а также высокотехнологичная продукция.

«Мы считаем, что пошлины не учитывают прогнозируемой ценовой конъюнктуры и реального финансового состояния компаний и отраслей. Это негативно влияет на исполнение инвестиционных программ»,— заявил на форуме глава РСПП Александр Шохин.

По его словам, компании «ставят на паузу» некоторые инвестпрограммы (не учитываются инвестпроекты с неизменными условиями в рамках СЗПК и СПИК) из-за изменений налоговой нагрузки. Глава комитета РСПП по налоговой политике Владимир Рашевский уточнил, что фактически пошлинами сейчас облагают 25% экспортеров (остальные подпадают под исключения). «Если посмотреть масштаб, то это примерно равно в среднем 60% инвестиционных программ, которые были у этих отраслей»,— отметил он.

Для поддержания инвестактивности компаний в РСПП предлагают дифференцировать налогообложение в зависимости от объема капвложений компаний. «Каждый рубль дополнительно изъятых налогов приводит к тому, что компании теряют два-три-четыре рубля инвестиционного потенциала»,— сообщил господин Рашевский. Одним из способов дифференциации может стать федеральный инвестиционный налоговый вычет (ИНВ). Поясним, что сейчас компании могут уменьшать размер налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет субъекта РФ,— с 1 января 2024 года возместить можно до 25% капзатрат при ставке налога на прибыль в региональный бюджет не более 10%. При этом для применения вычета между инвестором и региональными властями должно быть заключено инвестсоглашение, на которое на практике соглашаются далеко не все субъекты. В РССП для расширения возможностей бизнеса предлагают ввести ИНВ и для федеральной части налога.

Замглавы ФНС Юлия Шепелева предостерегла бизнес от получения избыточных налоговых льгот из-за рисков глобальной налоговой реформы.

Она пояснила, что для решения проблем размывания налоговой базы и перемещения прибыли (BEPS) страны договорились о минимальной ставке налогообложения для международных компаний на уровне 15% (Pillar 2) — это необходимо для борьбы с уходом от налогов в низконалоговые юрисдикции. Хотя из-за санкций Россия не будет внедрять Pillar 2, многие российские компании продолжают работать за рубежом и попадают под действие новых требований иностранных регуляторов. Наиболее активно они внедряются в Европе, однако начинают присоединяться к налоговой реформе и страны Азии. По словам Юлии Шепелевой, если эффективная ставка налогообложения прибыли у компании будет меньше 15%, то льготы, которые дает РФ, по сути, будут компенсированы выплатами в бюджет другой страны. «Представить, что РФ это сделает, как минимум неправильно»,— отметила представитель ФНС.

Партнер компании Б1 Марина Белякова с такой логикой согласна: «При среднесрочном планировании международной группе компаний необходимо опираться на 15%, ставка ниже несет неизбежные риски». Она поясняет, что группа с материнской компанией в РФ пока «под удар» не попадает, но есть юрлица с материнской компанией на Кипре и в Голландии — и им дополнительный налог грозит уже в отношении доходов 2024 года. При этом правила таковы, что если головная компания не доведет налог до целевых 15%, то другие страны присутствия группы могут доначислить налоги в определенной пропорции. «Стоит ли в таком случае пытаться долгосрочно получить нулевую налоговую нагрузку?» — задается вопросом эксперт.

Диана Галиева

Бизнес недоволен корректировкой ТЦО

На Налоговом форуме РСПП обсудили и принятые в прошлом году изменения в части трансфертного ценообразования (ТЦО, контроль за ценами во внешнеторговых сделках между взаимозависимыми лицами). С этого года расширен список лиц, признаваемых взаимозависимыми, при применении нерыночных цен разница с рыночной ценой признается выплатой дивидендов и облагается налогом в 15%, также повышены штрафы за несоответствие цен с 40% до 100% от суммы недоплаченных налогов. Бизнес, отметил глава РСПП Александр Шохин, считает все это «скрытым повышением налоговой нагрузки», счет, по его словам, идет на сотни миллиардов рублей дополнительных изъятий.

В ФНС эти опасения не разделяют. Замглавы службы Юлия Шепелева заверила, что 80–90% всех сделок — «в безопасном коридоре» цен и для них «практически ничего не изменилось». Впрочем, как следовало из слов партнера компании «Технологии Доверия» Наталии Козловой, сейчас в связи с недоступностью иностранных баз данных рассчитать «попадание в интервал» стало сложнее. Также проблемы могут возникнуть при самостоятельной корректировке суммы сделки для целей налогообложения — во избежание штрафа (бизнес освобождается от ответственности в случае возврата иностранным контрагентом в РФ разницы между примененной и рыночной ценами). В нынешних условиях это требование трудновыполнимо, и российские компании могут получить штраф, в связи с чем было предложено допустить замену возврата средств реальным зачетом требований с контрагентом. В ФНС готовы это «проговорить», но предупредили, что такие зачеты будут «глубоко исследоваться» налоговой службой.

Евгения Крючкова

Вся лента