10 фильмов Берлинале

Выбор Андрея Карташова

Международный сезон кинофестивалей традиционно открывают в январе американский «Сандэнс» и смотр дебютного кино в Роттердаме, а первым из «большой тройки» не менее традиционно проводит свои показы Берлинале. Этот год станет последним в Берлине для программного директора Карло Шатриана, который во многом заново придумал кураторскую политику фестиваля, но не сошелся с начальством во взглядах на будущее. Тем не менее программа Берлинале–‍2024 выглядит сильнейшей за годы: Шатриану удается привлекать и новые работы режиссеров-авангардистов, и фильмы со звездами, при этом не жертвуя художественным уровнем фестиваля ради селебрити на красной дорожке.


«Архитектон»

Виктор Косаковский

Фото: © 2024 Ma.ja.de. Filmproduktions GmbH, Point du Jour, Les Films du Balibari

Самый известный в мире российский документалист несколько лет назад впечатлил мир «Акварелью», фильмом о воде в разных ее агрегатных состояниях, снятым на частоте 96 кадров в секунду вместо обычных 24. После этого была «Гунда» о хорошем отношении к свиньям, также показанная на Берлинале. В новой картине, исполненной в редком жанре архитектурного кино, Виктор Косаковский переводит взгляд с природы на культуру. Впрочем, культура интересует режиссера как нечто эфемерное, недолговечное: в «Архитектоне» он изучает руины — от развалин античного храма в Ливане до жилых домов, уничтоженных в Турции землетрясением 2023 года.


«Империя»

Брюно Дюмон

Фото: © Tessalit Productions

Давно уставший от строгого авангарда, с которого он начинал режиссерскую карьеру, и переключившийся на гротескные игры с жанровым кино, Брюно Дюмон в новом фильме улетает в космос. «Империя» в названии отсылает к «Звездным войнам», сюжет посвящен нашествию на Землю пришельцев. Космическая опера превращена в оперетту. Как всегда у автора, действие происходит в глухой провинции на севере Франции, так что звездному императору по имени Бельзебут придется познакомиться с обычной дюмоновской галереей деревенских болванов.


«Вне времени»

Оливье Ассаяс

Фото: © Carole Bethuel

Тоже включенная в основной конкурс, новая работа Оливье Ассаяса куда больше, чем фильм Дюмона, похожа на то, чего зритель ожидает от французского фестивального кино. Сюжет «Вне времени» заключается в том, что люди сидят в одном пространстве и разговаривают; к тому же это кино с автобиографическими мотивами, что свойственно французам и среди них Ассаясу. По сюжету две пары в начале пандемии ковида решают провести карантин вместе. Из двоих мужчин один — режиссер, другой, его брат,— музыкальный критик, как и брат самого Ассаяса. В главной роли снялся комик Венсан Макен, за последние годы ставший постоянным артистом Ассаяса — роль альтер эго постановщика он уже играл в сериале «Ирма Веп».


«Кукушка»

Тильман Зингер

Фото: © NEON

Тильман Зингер — одна из самых интересных фигур, появившихся в жанре хоррора в последние годы. Он дебютировал в 2018-м чрезвычайно странным фильмом «Лус» о таксистке, которую преследует демоническая сущность неясной природы. Фильм, который был снят Зингером в качестве дипломной работы в одном павильоне и почти без бюджета, напоминал все сразу фильмы европейской традиции ужасов и в то же время ни на что не был похож. От новой картины тоже стоит ожидать изысканного стиля и непрозрачного сюжета. О чем кино — пока толком неизвестно, официальная аннотация туманно обещает зловещие секреты курортного городка в немецких Альпах. Фильм снят на английском, в главной роли — Хантер Шафер, известная по сериалу «Эйфория».


«Сокровище»

Юлия фон Хайнц

Фото: © Anne Wilk

Другая восходящая звезда германской режиссуры, Юлия фон Хайнц, после фестивального успеха политической драмы взросления «А завтра весь мир» (2020) тоже предпочла снять новый фильм на английском. «Сокровище» рассказывает о путешествии двух ньюйоркцев — дочери и отца — в постсоветскую Польшу 1990-х. Отец Эдек (Стивен Фрай) в молодости бежал в США от Холокоста, дочь Рут (Лина Данем) никогда не была на исторической родине, и ожидания от поездки у них совершенно разные. Ироничный автобиографичный роман Лили Бретт на невеселую тему исторических и семейных травм, по которому снят фильм, вышел еще в 1999 году и собрал множество призов, но до сих пор не был экранизирован.


«Космонавт»

Юхан Ренк

Фото: Netflix

Пока Каннский фестиваль продолжает бойкотировать фильмы, спродюсированные Netflix, яркие премьеры стриминг-платформы забирают себе Венеция и Берлин. В экранизации «Космонавта из Богемии», абсурдистского научно-фантастического романа чешского автора Ярослава Кальфаржа, Адам Сэндлер играет человека, отправленного в одиночную экспедицию к «облаку межгалактической пыли» близ планеты Венера. Второй главный герой фильма — инопланетный паук с голосом Пола Дано. Клипмейкер Юхан Ренк дебютировал в полнометражном кино еще в 2008 году малоудачным фильмом «Скачивая Нэнси», но стал широко известен как режиссер сериала «Чернобыль» на HBO.


«Ты меня обжигаешь»

Матиас Пинейро, Лоис Патиньо

Фото: Trapecio Cine

Конкурсная программа «Встречи» была придумана уходящим директором Карло Шатрианом для фильмов, слишком необычных и экспериментальных для основного конкурса. Большинство режиссеров, участвовавших в этой секции за несколько лет, известны по именам только узкому кругу профессионалов. В этот раз среди конкурсантов — звезда синефильского андерграунда Матиас Пинейро и Лоис Патиньо, снявший один из самых необычных фильмов прошлого года, «Сансара», где первые 20 минут зрителям предлагается сидеть перед экраном с закрытыми глазами. В их совместной работе «Ты меня обжигаешь» аргентинская актриса репетирует «Бурю» Шекспира для постановки на Азорских островах в Португалии, но, прибыв на место, обнаруживает, что ее никто не ждет, а о спектакле никто на островах не слышал.


«Семь покрывал»

Атом Эгоян

Фото: © Amanda Matlovich / Headless Films Inc.

Действие «Семи покрывал» заслуженного канадца Атома Эгояна тоже происходит в театральном мире. Героиня фильма Жанин в исполнении Аманды Сайфред (она играла у Эгояна в триллере «Хлоя») ставит оперу Рихарда Штрауса «Саломея». Для нее это первая самостоятельная работа — но и возвращение к постановке десятилетней давности, режиссером которой был ментор и тайный любовник Жанин. Эгоян характеризует новый фильм как одну из самых личных своих работ. Он впервые поставил «Саломею» в театре еще в 1990-е и сделал новую интерпретацию в прошлом году — фрагменты спектакля включены в «Семь покрывал» в качестве постановки героини.


«Достоевский»

Дамиано и Фабио Д’Инноченцо

Фото: © Sky Studios Limited, Sky Italia S.r.l., Paco Cinematografica S.r.l. (2023

Название сериала братьев Дамиано и Фабио Д’Инноченцо, который будет представлен на Берлинале в качестве спецсобытия, не может не притягивать взгляда, однако это не байопик русского писателя, а детектив о полицейском следователе из Рима. Достоевским по сюжету прозвали серийного убийцу за литературные таланты, но надо полагать, что этой шуткой связь фильма с классиком не ограничится. Амбиция режиссеров-близнецов, получивших в берлинском конкурсе «Серебряного медведя» за «Плохие сказки» (2020), находится, по-видимому, где-то в области «Настоящего детектива». Согласно эксцентричному авторскому определению, «Достоевский» — «история о мужчине, полицейском, призраке, зиме, дочери, друге, смерти друга, реке, наемном убийце, блестящей рыбке, сломанной руке, брошенной дочери, колоноскопии, зарядном устройстве, уважаемом коллеге, сироте, детском доме, беременности, потерянной дочери, молодом коллеге, смытом в раковину глазе и болезни».


«Мать-дочь»

Лана Гогоберидзе

Фото: © 3003 Film Production

Прощальный фильм легендарной Ланы Гогоберидзе — документальное воспоминание о ее матери. Нуца Гогоберидзе была одной из первых женщин-режиссеров в СССР, но ее яркая карьера в кино резко закончилась в 1937 году с арестом и расстрелом ее мужа; Нуца после этого отправилась в ГУЛАГ как «член семьи изменника родины», а после освобождения зарабатывала переводами европейских сказок на грузинский. Она больше не снимала фильмов, но стала основательницей уникальной женской режиссерской династии (Саломе Алекси, дочь Ланы, тоже работает в кино). Лана Гогоберидзе, которой сейчас 95, сняла свои самые известные фильмы в советское время — оттепельный «Я вижу солнце» и застойный «Несколько интервью по личным вопросам» — и решила закончить работу в кино интимным документом о том, как оставаться человеком в катастрофические моменты истории.


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента