Надо ехать
Главные ретроспективы 2024 года в музеях Европы
Европейские музейщики, будто сговорившись, выкатили грандиозную выставочную программу на 2024 год. Он выдался богатым на события и юбилеи. Исполняется 100 лет со дня публикации «Сюрреалистического манифеста» Андре Бретона. 15 апреля 2024 года будет ровно 150 лет с момента открытия первой выставки импрессионистов в Париже. Мир отмечает 250-летие со дня рождения великого немецкого романтика Каспара Давида Фридриха. 100 лет могло бы исполниться Рою Лихтенштейну, яркому представителю американского поп-арта. Некоторые выставки, приуроченные к памятным датам, в течение года переезжают между европейскими городами и странами. В этом обзоре мы предлагаем небольшой арт-календарь.
«Шагал за работой» (Chagall at Work)
Центр Помпиду, Париж
до 26 февраля
Ретроспектива посвящена послевоенным работам художника. На ней собраны рисунки, скульптуры и керамические изделия, созданные с 1945 по 1970 год. Главные сюжеты: костюмы и проект занавеса для балета Стравинского «Жар-птица», а также грандиозный потолок Опера Гарнье. Еще более полная ретроспектива Шагала пройдет в венской Альбертине осенью.
«Марк Ротко» (Mark Rothko),
Фонд Louis Vuitton (Париж)
до 2 апреля
В огромном пространстве Фонда в Булонском лесу собрано 115 полотен Ротко. В 11 залах они развешаны в хронологическом порядке, позволяя проследить творческий путь художника от ранних фигуративных работ до более поздних цветовых абстракций. Последняя крупная ретроспектива Ротко состоялась в Париже 25 лет назад.
«Что бросается в глаза» (What meets the eye)
Государственный музей искусств Копенгагена
10 февраля — 20 мая
Выставка с таким названием, которая скоро стартует в датской столице, посвящена скульптору Альберто Джакометти и его знаменитым вытянутым фигурам с длинными конечностями. Кураторы постарались исследовать одержимость Джакометти человеческим визуальным опытом: в своем искусстве он самоотверженно старался запечатлеть мир таким, каким сам его видел и переживал.
«Йоко Оно: музыка разума» (Yoko Ono: Music of the Mind)
Tate Modern, Лондон
15 февраля — 1 сентября
Выставка охватывает семь десятилетий творчества мультидисциплинарной художницы и активистки, начиная с середины 1950-х. В прошлом году Йоко Оно исполнилось 90 лет.
«Франс Халс» (Frans Hals)
Rijksmuseum (Амстердам)
16 февраля — 9 июня
Голландский художник (1582–1666) прославился своими одиночными и групповыми портретами. В яркой, живой манере он писал образы богатых горожан и добропорядочных женщин, детей и уличных музыкантов. Полотно «Смеющийся кавалер» приедет на родину впервые с 1865 года, когда было продано на аукционе.
Рой Лихтенштейн: выставка к столетию (Roy Lichtenstein: A centennial Exhibition)
Альбертина, Вена
8 марта — 14 июля
В венской Альбертине отмечают 100 лет со дня рождения важного представителя американского поп-арта (Лихтенштейн родился в октябре 1923 года). Его плакатные полотна с растровыми точками, похожие на репродукции, сегодня входят во все учебники по истории искусства, а когда-то считались образцом пошлости и плагиата.
«Марина Абрамович» (Marina Abramovi)
Городской музей Амстердама
16 марта — 14 июля
Это первая ретроспектива сербской художницы перформативного жанра в Голландии. Часть ее произведений будет представлена архивными записями, но каждый день будут проходить и живые перформансы в исполнении специально натренированных по методу Абрамович людей.
«Бранкузи» (Brancusi)
Центр Помпиду, Париж
27 марта — 1 июля
Выставка, посвященная «отцу современной скульптуры», соберет около 200 скульптур, а также фотографии, рисунки, архивные документы. Центром экспозиции станет воссозданная прижизненная мастерская, в которой Бранкузи жил, созерцал и творил.
«Жан Кокто: Месть фокусника» (Jeam Cocteau: The Juggler`s Revenge)
Коллекция Пэгги Гуггенхайм, Венеция
13 апреля — 16 сентября
Это первая большая ретроспектива Кокто в Италии. Крупный специалист по его творчеству американец Кеннет Сильвер объединил разные жанры, в которых плодовитый Кокто успел поработать: книжные иллюстрации, ювелирные изделия, гобелены, шаржи. Первая персональная выставка художника в пространстве Пэгги Гуггенхайм на Гран-канале прошла в 1938 году.
«Каспар Давид Фридрих: вечные пейзажи» (Caspar David Friedrich: Infinite Landscapes)
Старая национальная галерея (Берлин)
19 апреля — 4 августа
К 250-летию со дня рождения большого немецкого романтика в Германии проводят сразу несколько его ретроспектив, исследующих взаимоотношения человека с природой. Серию юбилейных мероприятий откроет выставка в Kunsthalle Гамбурга (до 1 апреля), на лето экспозиция переедет в Берлин, а всю осень и начало зимы вплоть до 2025 года она проведет в Альбертинуме в Дрездене.
«Модильяни: современные взгляды» (Modigliani: Modern Gazes)
Музей Барберини (Потсдам)
27 апреля — 18 августа
Последняя ретроспектива Амедео Модильяни 2009 года в Бонне, как и другие экспозиции, рассматривали творчество художника в контексте Парижа. Впервые кураторы взяли более широкую — европейскую — перспективу модернизма. В Музее Барберини будет представлено около 100 полотен.
«Ван Гог: поэты и любовники» (Van Gogh: Poets and Lovers)
, Национальная галерея, Лондон
14 сентября 2024 года — 19 января 2025 года
Настоящим блокбастером обещает стать выставка в Лондоне, приуроченная к 200-летию со дня рождения Винсента Ван Гога. В нее войдут работы, созданные художником на юге Франции, в Арле и Сен-Реми-де-Провансе, в свой самый плодотворный период: с февраля 1888 года до мая 1890 года.
«Матисс: приглашение в путешествие» (Matisse: Invitation to the Voyage)
Музей фонда Бейелер, Базель
22 сентября 2024 года — 26 января 2025 года
Первая за 20 лет ретроспектива художника в Швейцарии и Германии соберет около 80 произведений из главных музеев мира и частных коллекций. В название вынесена строка из поэмы Шарля Бодлера 1857 года, с которой перекликаются многие сюжеты Матисса из представленных в Базеле.
«Париж 1874: изобретение импрессионизма» (Paris 1874: Inventing Impressionism)
Музей Орсэ, Париж
26 марта — 14 июля
Масштабная экспозиция в Musee d`Orsay отсылает к истокам импрессионизма. 15 апреля 1874 года в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок открылась выставка, организованная «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и граверов». Моне, Ренуар, Дега, Моризо, Писарро и Сислей решили освободить себя от академических рамок и провозгласили новое течение в искусстве. Сам же термин возник во многом благодаря критической статье Луи Леруа, который высмеял полотно Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», назвав его незаконченным. С помощью технологий дополненной реальности кураторы гарантируют возможность побывать в Париже 150-летней давности.
«Представьте! 100 лет международному сюрреализму» (Imagine! 100 Years of International Surrealism)
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
21 февраля — 21 июля
Сюрреализм на полвека моложе импрессионизма, но и это течение имеет свою точку отсчета. Все началось с манифеста, написанного Андре Бретоном, в котором дается определение сюрреализма: «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить — или устно, или письменно, или любым другим способом — реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Этими идеями вдохновлялись Макс Эрнст, Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Жоан Миро, Ман Рэй. В фокусе брюссельской ретроспективы — связь и разрыв с предшествовавшим сюрреализму символизмом. После Бельгии выставка переедет в Гамбург, Мадрид и далее отправится в США.