Между сказкой и былью

Кинопремия «Белый слон» объявила лауреатов

Фильм «Сказка» Александра Сокурова признан лучшим за 2023 год по итогам голосования экспертного совета национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон». За лучшую режиссерскую работу награжден Резо Гигинеишвили, постановщик картины «Пациент №1». Комментирует Андрей Плахов.

«Сказка» Александра Сокурова, поставившая в тупик даже иных критиков-профессионалов, все же вырвалась в лучшие фильмы

Фото: Example of Intonation

За 2022 год «Белого слона» решено было не присуждать ввиду изменившейся ситуации в киноиндустрии. Несмотря на негативные факторы, которые никуда с прошлого года не делись, кинопроцесс не остановился, и экспертный совет отметил высокий уровень дебютов в игровом кино, документальных и анимационных работ.

На практике новая кинематографическая реальность проявила себя в том, что в центре внимания критики оказались фильмы, вообще не получившие театрального проката, но так или иначе ставшие достоянием общественности.

Это прежде всего «Сказка» Александра Сокурова, показанная на фестивалях и ныне доступная в YouTube. Выполненная в гротескно-экспериментальной форме, она поставила в тупик даже некоторых профессионалов критического цеха; они предлагали выделить и поощрить ее как безусловно значимое «событие года», но отказывались рассматривать в категориях «лучшего фильма». Однако голосование, в котором приняли участие 59 ведущих кинокритиков, принесло «Сказке» победу над остальными претендентами именно в этой главной номинации.

Контркандидатом был «Пациент №1» Резо Гигинеишвили, в итоге получивший награды за лучшую режиссуру и две актерские — Александру Филиппенко за главную мужскую роль и за женскую второго плана Инне Чуриковой. Как и «Сказка», это не только талантливый, но неожиданный фильм-сюрприз, появившийся уместно и вовремя. В обоих фигуранты и казусы советской истории увидены из сегодняшнего дня через призму того, что можно назвать некрореализмом. В «Сказке» Сталин ворочается в гробу и на время оживает в Чистилище, чтобы доразобраться в своих отношениях с Гитлером, Муссолини и Черчиллем. А вот пациент №1 Константин Устинович Черненко уже при жизни напоминает труп, которому целая армия врачей, медсестер и санитаров пытается продлить земное существование вопреки законам биологии. Морок истории и сюрреальность мифа, отблески реальных трагедий и черный юмор, сопутствующий геронтофильскому стилю власти на излете СССР,— все это соединилось в работе Гигинеишвили. Так и не добравшись до проката, фильм вопреки всему стал убедительным фактом сегодняшнего российского кинематографа.

Не выходили в прокат и «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой, награжденный «Белым слоном» за лучший сценарий, и «Каникулы» Анны Кузнецовой — фильм, признанный лучшим режиссерским дебютом года. Хотя ни тот ни другой не затрагивают никаких острых социальных или политических тем, оба оказались нежелательными гостями для стерилизованного проката, избегающего всего, что не укладывается в узкие рамки новой культурной политики.

Критики, впрочем, не прошли мимо широко разрекламированных, снискавших официальную поддержку и широкое зрительское признание работ — наградили званием лучшего сериала «Слово пацана» Жоры Крыжовникова.

Призами отмечены также оператор Алишер Хамидходжаев и актер Александр Робак («Снегирь», лучшая роль второго плана), художник-постановщик Алексей Максимов («Новый Берлин»), актрисы Анна Михалкова («Чувства Анны») и Дарья Савельева («Привет, мама»). Награду за лучшую музыку разделили Shortparis («Чувства Анны») и Михаил Местецкий с Кириллом Белоруссовым («Год рождения»). Лучший анимационный фильм, по мнению критиков,— «Хармс» Светланы Андриановой, лучший неигровой — «Предлагаемые обстоятельства» Никиты Ефимова.

В пресс-релизе премии отмечается, что сообщество кинокритиков сегодня ограничено в возможностях просмотров и публичного обмена мнениями. Однако именно в этой ситуации становится особенно важна объективная, без политической конъюнктуры, оценка производимых в стране фильмов. «Нам кажется,— подчеркивается в пресс-релизе премии,— что они заслуживают оценки зрителей и критиков, ибо ничей другой суд невозможен, если речь идет об искусстве».

Вся лента