Цифра прописалась в Белом доме

Министерства, агентства и службы подключают к новой системе ГосЭДО

Как стало известно “Ъ”, аппарат правительства дал старт завершающему этапу процесса цифровизации исполнительной власти. Система электронного документооборота для прозрачной и доверенной коммуникации Белого дома с министерствами и ведомствами достроена, развернута в здании на Краснопресненской набережной (около 1,5 тыс. рабочих мест) и теперь будет распространяться за его пределы — до 1 июля она должна охватить 27 наиболее готовых к этому федеральных служб и агентств, а затем, по мере технической готовности, и министерства: с 2025 года все федеральные органы исполнительной власти, которыми руководит правительство, должны быть подключены к документообороту на портале «ГосЭДО».

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Поручение о «выходе» ГосЭДО в широкую эксплуатацию глава аппарата правительства, вице-премьер Дмитрий Григоренко 17 января дал главе Минцифры Максуту Шадаеву — в частности, до 1 марта должен быть готов план-график «переезда» на новый формат информобмена первых 27 федеральных служб и агентств, а до 1 июля — и всех правительственных ведомств. По данным “Ъ”, иерархия ГосЭдо почти плоская, рабочие места делятся на условно «регистрирующие» (их функционал ограничен собственно документооборотом и маршрутизацией), «исполнительные» (позволяющие содержательную редактуру и контроль иерархии работы над документами) и «министерские» (это облегченный вариант для защищенных мобильных компьютеров руководства правительства с основными распорядительными функциями). Исполнителем госконтракта на IT-обеспечение системы выступает «Ростелеком», который в последние полтора года под контролем Белого дома доводил ее до полного соответствия техзаданию.

Как пояснили “Ъ” в аппарате Дмитрия Григоренко, от предыдущей системы электронного документооборота (так называемый СЭД) новый инструмент — портал «ГосЭДО» — отличается двумя значимыми свойствами: это работа с полностью машиночитаемыми документами, что дает возможность отслеживать историю согласования и исполнителей (в СЭД министерства и ведомства обменивались PDF-изображениями документов, не позволяющими, например, организовать поиск по текстам или реквизитам), а также сквозная поддержка системы электронных подписей, гарантирующих аутентичность текстов пересылаемых документов. Помимо работы над ними ГосЭДО следит за передачей и исполнением цифровых поручений.

Отметим, что технические на вид новации, запуск которых готовился де-факто с момента прихода Михаила Мишустина в Белый дом, оказались одним из основных инструментов адаптации исполнительной власти к резко ускорившимся изменениям обстановки — напомним, в 2020 году документооборот был практически полностью «бумажным», и трансформация его в единую информационную экосистему проводилась де-факто «на ходу» и требовала параллельного поддержания «бумаги» в сферах, где одномоментная цифровизация была невозможна, ради сохранения работоспособности в условиях сначала пандемии COVID-19, а затем военной операции РФ на Украине и ее последствий.

По данным аппарата господина Григоренко, только через Белый дом в год проходит порядка 2 млн документов и принимается порядка 8 тыс. нормативно-правовых актов (постановлений и распоряжений правительства).

Только запуск СЭД как части единой экосистемы документооборота в аппарате Белого дома вызвал кратное сокращение сроков работы с документами — так, с десяти дней до часа сократился срок подготовки документов на рассмотрение департаментов, с десяти суток до одного дня — согласование и направление законопроектов в Госдуму.

На данный момент 87% документов в Белом доме уже «ходят» в электронном виде (на старте — не более 40% и в формате сканированных бумажных оригиналов), втрое в сравнении с 2020 годом, до 274 участников, расширился межведомственный электронный обмен — теперь в него вовлечены не только федеральные органы исполнительной власти, но и подведомственные организации. По данным уже развернутого в СЭД «прототипа» аналитической системы мониторинга реализации ключевых задач правительства, с 2019 года в шесть раз, до недели, сократились средние сроки подготовки постановлений и распоряжений Белого дома. Теперь же аппарат правительства рассчитывает запустить более гибкие инструменты аналитики процессов госуправления, которые, по словам Дмитрия Григоренко, «моментально выдают объективные данные и факты, что способствует повышению исполнительской дисциплины и качества управленческих решений» — это, отметим, де-факто ответ на нередкую внутри исполнительной власти критику поспешности принятия решений из-за участия ведомств в бюрократической гонке: при возможности за несколько дней поправить опрометчивое решение цена ошибки действительно снижается.

Олег Сапожков

Вся лента