Перенастройка камертона

Pitchfork погружается в глянец

Медиахолдинг Conde Nast принял решение реорганизовать влиятельный ресурс Pitchfork, из которого миллионы меломанов по всему миру черпали информацию об актуальных музыкальных трендах. О том, что это говорит о СМИ и музыкальной индустрии, рассказывает Игорь Гаврилов.

Arcade Fire — одна из знаменитых ныне групп, в карьере которых именно отзывы на Pitchfork сыграли важную роль

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Авторитетный сайт с 30-летней историей не закроют, но оптимизируют, а именно объединят с журналом GQ. Об этом сотрудники Pitchfork узнали не от кого-нибудь, а от самой великой и ужасной Анны Винтур.

Директор Conde Nast по контенту и глобальный редакционный директор Vogue разослала подчиненным из музыкального медиа письмо следующего содержания: «Это решение было принято после тщательной оценки работы Pitchfork и наших прогнозов развития бренда». Медиаменеджер считает, что слияние c GQ будет способствовать процветанию музыкальной тематики внутри компании. «И Pitchfork, и GQ имеют уникальные и ценные подходы к музыкальной журналистике, и мы вместе радуемся новым возможностям»,— пишет госпожа Винтур.

За объявлением Conde Nast последовала реакция журналистского профсоюза NewsGuild: «Компания Conde Nast не предоставила никакой дополнительной информации о будущем музыкального издания, что еще раз продемонстрировало неуважение к работникам, которые внесли свой вклад в успех компании».

На новость отреагировал и основатель Pitchfork Райан Шрайбер: «Чрезвычайно опечален новостью о том, что Conde Nast решил реструктурировать Pitchfork и уволить большую часть своих сотрудников, в том числе тех, кто был неотъемлемой частью его деятельности на протяжении многих лет и даже десятилетий».

Райан Шрайбер основал Pitchfork (то есть «Камертон», если переводить с английского на русский) в 1996 году, когда ему было всего 16 лет. В середине 1990-х он работал в музыкальном магазине на окраине Миннеаполиса и запустил сайт Pitchfork как музыкальный блог, состоящий из рецензий на новые альбомы. Ориентировался блог на альтернативную и независимую музыку. С середины 2000-х, после того как Райан Шрайбер стал управлять сайтом вместе с Крисом Кэски, каждый день в Pitchfork появлялось не менее четырех рецензий, а также новости, интервью и авторские колонки критиков.

В 2000-е одна рецензия Pitchfork могла спровоцировать резкий рост продаж. Отзывы о дебютных альбомах в Pitchfork стали поворотными в карьерах Arcade Fire, Bon Iver, Суфьяна Стивенса, Interpol и др. Выдержки из рецензий Pitchfork включались в пресс-релизы, их распечатки вывешивали продавцы музыкальных лавок.

Онлайн-ресурс стал полноценным конкурентом бумажных глянцевых изданий о музыке. Молодые блогеры, как выяснилось, могут соревноваться в авторитетности с престижными традиционными медиа, подобно тому, как видеохостинги могут соревноваться с музыкальными телеканалами. Все это вдохновляло молодых музыкантов и бесило стариков. Читатели Rolling Stone и Q едва ли знали хотя бы десятую часть артистов, творчество которых пропагандировал Pitchfork. Владельцы портала постоянно экспериментировали с форматами, то создавая агрегатор андерграундных блогов, то открывая сайт, посвященный визуальным искусствам, то запуская в Чикаго и Париже собственный музыкальный фестиваль. Многие из проектов закрывались, но новаторский дух жил в самой сути бренда.

Для сайта всегда был характерен снобский, как сказали бы в его золотую пору, хипстерский взгляд на музыку.

Сложно было представить себе, чтобы Pitchfork выкатил высокие оценки подряд сразу нескольким альбомам мейнстрим-артистов или старых рок-звезд, хотя и среди них у ресурса были любимчики. Основное внимание Pitchfork было сфокусировано на восходящих звездах инди, Lo-Fi и нового хип-хопа. В этом Pitchfork стал ориентиром для многих музыкальных медиа по всему миру, в том числе в России. Фирменный подход Pitchfork к выбору героев завораживал. Слог Pitchfork, который оппоненты называли многословным, витиеватым и нечитаемым, не мешал сайту оставаться барометром независимой музыки.

В 2015 году Conde Nast, очарованный дерзким имиджем Pitchfork, решил купить сайт. Формально эра его независимости таким образом закончилась еще в этот момент. К 2018 году в Pitchfork уже не было никого из основателей и их соратников. А в 2019 году Conde Nast объявил о намерении сделать Pitchfork платным для читателей. Эта модель все еще не реализована.

Комментаторы отмечают, что реорганизация Pitchfork может быть частью кампании по увольнению 300 сотрудников Conde Nast с целью сокращения расходов. О ней в прошлом году заявил гендиректор издательского дома Роджер Линч. Анна Винтур обещает до конца недели сообщить детали дальнейших реформ в Pitchfork.

Меломаны, ежедневно следившие за новинками Pitchfork, выражают в соцсетях сомнения насчет того, что под контролем мужского глянцевого медиа их любимый бренд сможет сохранить статус законодателя музыкальной моды, открывающего новые имена.

Гораздо выгоднее живописать бизнес-подвиги Тейлор Свифт и торговать фото подружек Канье Уэста. А сценарий фильма о подростке—продавце пластинок, который стал диктовать всему миру, что слушать, скорее всего, уже пишется.

Вся лента