Самолеты подлетают к срокам

Насколько реализуемы планы по созданию парка российских лайнеров

Правительство выделит больше 280 млрд руб. на создание гражданских самолетов. К 2030 году производитель должен выпустить больше 600 лайнеров. Их них авиакомпании получат 115 Ту-214. «Аэрофлот» и Объединенная авиастроительная корпорация согласовали параметры этого самолета. На чем будут летать россияне? И есть ли риск, что планы властей не реализуются? Расскажет Даниил Бабкин.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

После западных санкций против российской авиаотрасли новые Airbus и Boeing российские перевозчики получать не могут. И еще в 2022-ом «Аэрофлот» заказал новую отечественную технику у одной из структур «Ростеха». Пять Ту-214 компания надеется получить уже в декабре или следующем январе.

Первые лайнеры вместят не больше 175 человек: 12 — в бизнес-классе, остальные в экономе. Более дорогие билеты обеспечат расстояние в 96 см до соседнего кресла, более дешевые — в 78 см. Для долгих перелетов уже не совсем комфортно, заметил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий: «30 дюймов для самолета — это стандартная европейская компоновка. В свою очередь, Ту-214 — это узкофюзеляжный лайнер, который будет летать на расстояния, думаю, максимум от 1 тыс. до 4 тыс. км. То есть это от одного до четырех часов полета.

И тут 30 дюймов — достаточно спорное решение. То есть для лоукостера — это хороший вариант, но провести так четыре часа достаточно утомительно».

Вместе с тем Ту-214 — самолет далеко не новый, он был разработан еще в девяностых. Хотя эксперты не считают это проблемой: в конце концов, Airbus A320 и Boeing 737 — тоже модели из прошлого века. Российский производитель уже предупредил, что некоторых благ цивилизации в первой партии лайнеров не будет, например, интернета на борту.

Ту-214 и вовсе может оказаться невостребованным, после того как наладится выпуск МС-21, считает главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

«Эти самолеты планируется производить в качестве временного решения до того момента, как не будет освоено серийное крупномасштабное производство МС-21, более современного лайнера.

Ту-214 производились штучно, в основном для госзаказчиков — для силовиков и специального летного отряда. Кроме того, есть некоторая импортозависимость по части аварийно-спасательного оборудования и каких-то электронных компонентов. Но в целом это отечественный самолет, он сможет выпускаться серийно без каких-либо особенных критических зависимостей».

Серийное производство МС-21, изначально запланированное на 2017, неоднократно переносилось. По последним обещаниям компании, первый испытательный полет состоится в этом году. Ранее в правительстве раскрыли, сколько потратят на строительство российских лайнеров: 280 млрд руб. из ФНБ для более 600 самолетов к 2030 году. Среди них, помимо Ту-214 и МС-21, Sukhoi Superjet, Ил-96 и Ил-114.

Большинство моделей, скорее всего, будут соответствовать современным представлениям об удобстве, но к некоторым есть вопросы, пояснил авиаэксперт Владимир Карнозов: «Что касается комфорта, то лайнеры никак не будут отличаться от западных. Но не потому, что наши такие хорошие, а просто-напросто уже настолько в мире стандартизированы массовые пассажирские перевозки, что там не приходится ни о чем говорить. То есть когда пассажиры говорят о том, что им что-то не понравилось, то чаще всего это обычные незначительные недоработки тех, кто занимался интерьером.

Самые большие вопросы будут к самолету Ил-114.

Это был винтовой самолет, и по своим характеристикам двигательной установки пропеллеры большого диаметра находятся прямо в середине. То есть, конечно, там будут и вибрация, и шум».

В декабре “Ъ” стало известно, что из выделенных 300 млрд руб. на выкуп иностранных самолетов в Фонде национального благосостояния осталось только 3,5 млрд руб. К концу года российские компании выкупили 150 лайнеров, из которых 86 принадлежат «Аэрофлоту».


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Светлана Белова

Вся лента