Летная негодность

С чем связаны инциденты с лайнером Boeing 737 MAX

Американский авиаперевозчик United Airlines обнаружил серьезные дефекты на части своих лайнеров. Компания — крупнейший оператор лайнеров Boeing 737 MAX 9. Дополнительные инспекции там выявили недотянутые болты на заглушке двери некоторых самолетов. Поводом для проверок стало происшествие 5 января, когда у MAX 9 компании Alaska Airlines на высоте почти 5 тыс. м вырвало заглушенную дверь, и борт пришлось экстренно сажать. Ни один из 177 пассажиров серьезно не пострадал. Позднее авиационные власти США приостановили эксплуатацию лайнера 737 MAX 9. Вслед за этим акции Boeing упали на 8%. Тему продолжит Даниил Бабкин.

Сотрудники Национального совета по безопасности на транспорте США обследуют дверь Boeing 737 9 MAX

Фото: Reuters

Не успел Boeing 737 MAX набрать высоту, как в салоне раздался оглушительный грохот. Те, кто уснул еще перед взлетом, открыли глаза: в боку самолета зияла огромная дыра, через которую виднелись огни домов. Пассажиры говорят, что паники не было, хотя из-за треска они даже не услышали объявления экипажа. Еще удивительнее, что из 177 людей на борту ни один серьезно не пострадал. Впрочем, некоторым действительно грозила смерть, рассказал CNN один из очевидцев:

«Из разговора с дамой, которая сидела в ряду сразу за тем местом, я понял, что разорвавшаяся панель была шириной примерно с холодильник и высотой примерно в 2/3 от него. Она сказала, что в том ряду сидели мальчик и его мать. С ребенка сорвало рубашку и высосало из самолета, но в мальчика крепко вцепилась мама. Телефон мальчика тоже выпал».

В салоне выпали кислородные маски, стюардессы прошли по самолету, чтобы проверить, все ли пристегнуты ремнями. Пилоты запросили экстренную посадку в аэропорту Портленда, откуда вылетели 20 минут назад.

Оторвавшийся от Boeing люк нашли во дворе дома школьного учителя из Портленда. А в соцсети X один из пользователей сообщил, что обнаружил iPhone, выпавший из этого самолета. Он был не заблокирован, а в почтовом ящике хранилось письмо с чеком о выдаче багажа на тот самый рейс.

Пассажирам очень повезло, ведь все могло кончиться иначе, окажись они на большей высоте, заявил в эфире американского телевидения капитан Boeing 737 в отставке Лес Абенд: «Я просто ошеломлен. Независимо от того, аварийный это был выход или нет, это то, что мы называем дверью "пробкового" типа — она в любом случае должна плотно прилегать к самолету. Команда проделала потрясающую работу. Да, они находились на высоте всего 16 тыс. футов, и кислорода было достаточно, но риски были бы велики, если бы они пробыли там дольше.

Один из рисков состоял в том, чтобы сказать, можем ли мы спускаться стремительно, или у нас есть проблема с целостностью конструкции. И она у них действительно была. Вероятно, им позвонили стюардессы и сказали: "Эй, у нас большая дыра в боковой части фюзеляжа". Так что пилотам потребовалось больше времени для приземления, чем могло бы. Я посмотрел FlightAware, и они, правда, могли снизиться быстрее, но приняли лучшее решение».

Авиационные власти США запретили летать на 737 MAX 9, пока не закончится расследование, а эксперты пророчат новый кризис этой модели. Несмотря на молодость, она уже поучаствовала в нескольких катастрофах с общим числом жертв более 300 человек.

В первый день торгов после выходных акции Boeing резко упали. Но вряд ли это надолго, скорее всего, проблема в конкретной модели, и других самолетов компании она не коснется, считает пилот первого класса Андрей Литвинов: «В чем чудо? В том, что людей, которые сидели рядом с люком, не высосало наружу. Это еще раз говорит о том, что даже если все в порядке и никакой турбулентности нет, все равно надо быть в кресле пристегнутым. Это и спасло людей. Сейчас полеты этих лайнеров остановили, проводится проверка всех самолетов, которые имеют такую конструкцию именно с такой аварийной дверью.

Этот 737 MAX — несчастный самолет, то одна катастрофа, то вторая. Вот сейчас это люк вырвало. Что-то там с ним не то. Думаю, это касается конкретно этой модели».

Практика показывает, что вырванный на высоте 5 тыс. м люк, не самое страшное, что могло случиться с пассажирами Boeing 737. В 1988 году у одной из предыдущих моделей буквально сорвало крышу. Несмотря на большую высоту и температуру воздуха -45, погибла только стюардесса, которую выбросило из самолета над Гавайями.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента