23 автомобиля, которые поразили нас в 2023 году

Хорошие, плохие, странные: чем запомнятся самые важные машины за прошедшие 12 месяцев

Уходящий год для российских автолюбителей вышел во всех смыслах экстраординарным. С одной стороны, официальный рынок замкнулся на «Ладе», «УАЗе» и калейдоскопе разномастных «китайцев», которые появляются быстрее, чем успеваешь их запомнить. С другой — механизмы параллельного импорта разрушили привычные барьеры и больше нет смысла рассуждать, увидим мы ту или иную модель на наших дорогах или нет. Все, что происходит в автомобильном мире, потенциально касается и России, а значит, хит-парад самых удивительных новинок приобретает особую актуальность.

Фото: Mike Blake, Reuters

Tesla Cybertruck

Не прошло и пяти лет, как самый обсуждаемый автомобиль современности стал серийным, причем с минимальными изменениями относительно первого прототипа. В этом и есть главный феномен Cybertruck: проект, который сначала казался неприкрытым троллингом, все-таки дошел до коммерческой реализации. И здесь не так важно, что за это время успело появиться несколько других электропикапов — ни один из них и близко не выглядит как Tesla.

В интернете уже полно обзоров про кривую подгонку кузовных деталей, быстросъемные зеркала и прочие инженерные казусы, но факт остается фактом: Илон Маск продает людям пуленепробиваемую машину из некрашеной нержавейки, которая похожа на детский рисунок, развивает 845 сил и обгоняет чистокровные суперкары в гонке на прямой. Это ли не самое яркое событие 2023 года?

Mengshi M-Hero 917

Приблизиться к Tesla по уровню эпатажа может разве что китайский супервнедорожник от концерна Dongfeng. Ключевая разница состоит в том, что под эффектной оберткой скрывается крепкая и проверенная армейская основа: долгое время подразделение Mengshi строило вездеходы для вооруженных сил Поднебесной, а теперь решило выйти к частным покупателям. И сделало это максимально эффектно.

Mengshi M-Hero имеет на борту четыре электромотора суммарной мощностью 1088 лошадиных сил, умеет разгоняться до сотни за 4,2 секунды, способен преодолевать броды почти метровой глубины, двигаться боком, по-крабьи благодаря полноуправляемому шасси, в качестве опции для него предлагается штатный квадрокоптер, а внутренние дверные ручки стилизованы под пистолеты — причем, закрывая дверь, вы услышите характерный лязг перезарядки. Но даже не это самое удивительное: главное, что этот персонаж из фантастического фильма уже продается в России официально и с полноценной заводской гарантией!

HiPhi Z

В том же гипотетическом блокбастере, что и M-Hero, мог бы сыграть HiPhi Z — машины, конечно, относятся к совсем разным классам, но выглядят родственниками. Хотя общего у них только страна изготовления: HiPhi — детище стартапа Human Horizons, которому всего пять с небольшим лет от роду. Отсюда и авангард буквально в каждой детали: когда нет прошлого, которому надо соответствовать, творить можно что душе угодно.

Душе дизайнеров оказались угодны эклектичные ломаные формы и повсеместные дисплеи — не только внутри автомобиля, но и снаружи! По дверям можно пустить бегущие строки с каким-нибудь сообщением, а в углы бамперов встроены экраны для вывода всякой всячины: от сигналов вроде «спасибо» или «пропускаю» до, натурально, эмодзи! Добавьте к этому дорогую отделку и электрическую начинку, сопоставимую с Porsche Taycan, и поймете, почему HiPhi Z сотворил в автомобильном мире небольшую сенсацию.

«Автотор» Amber

Фото: МАМИ

Кто сказал, что этот рейтинг посвящен лишь тем машинам, которые поражают в хорошем смысле? Под занавес года российскую общественность повергли в глубокий шок фотографии новинки от калининградского «Автотора» — на фоне красного фургона Amber разом померкли даже легенды нелепого дизайна вроде Pontiac Aztec и Fiat Multipla.

Интернет мгновенно разразился потоком искрометных мемов, и остановить его не мог даже тот факт, что Amber — лишь тестовый «мул». По сути, это кусок кузова Lada XRay, надетый на некую перспективную электрическую платформу и кое-как прикрытый чисто технологическими пластиковыми панелями. Серийное производство запланировано только на 2025 год, итоговая машина будет выглядеть совершенно иначе, но уже точно можно сказать, что после такого анонса ее будут ждать с нетерпением. Не в этом ли состояла задумка пиарщиков?

Lada Vesta Sportline

Фото: АвтоВАЗ

Еще одна поразительная новость прилетела из Тольятти вместе с ценником на Lada Vesta в новой комплектации Sportline — 2 175 900 руб. За эти деньги вам дадут стильный спортивный обвес, красные акценты в салоне, басовитую выхлопную систему и драйверское шасси — такое же, как у полноценной Vesta Sport, которая уже не выпускается, но пять лет назад стоила на миллион дешевле и казалась баснословно дорогой.

При этом у Sportline отсутствует не только система стабилизации (по понятным причинам), но и двигатель 1,8, форсированный до 145 лошадиных сил. Вместо него — 1,6-литровый агрегат на 118 л.с., позаимствованный у возрожденной Lada Granta Sport. Паспортный разгон до сотни занимает почти 11 секунд, и в сочетании с ценой это рождает единственный логичный вопрос: а зачем? Впрочем, в Тольятти рассчитывают, что какое-то количество ценителей стиля и азартной управляемости должно найтись, тем более что «спортивная» Vesta теперь доступна и в кузове универсал.

Changan Alsvin

Фото: Changan

А вот у китайского бюджетного седана с ценой все в порядке. Прямой конкурент обычной, неспортивной Vesta стоит заманчивые 1,6–1,7 млн руб. и притом оборудован не только ESP, но и пятиступенчатой роботизированной трансмиссией. Да, 1,5-литровый моторчик развивает всего 98 лошадиных сил, но это вполне сопоставимо с тем, что предлагает Lada. Выглядит «китаец» непритязательно, хотя вполне сносно, едет без вопиющих провалов — так в чем же его проблема?

Разумеется, в названии, которое даже не оставляет шутникам простора для фантазии. Пока другие китайские компании изобретают для России особый нейминг и даже придумывают целые отдельные бренды (Omoda тому живой пример), маркетологи Changan решили, что Alsvin — то, что будет ласкать слух отечественному покупателю. Хотя при статусе самой дешевой иномарки в стране это, наверное, не такая и проблема.

Geely Emgrand

Фото: Geely

Впрочем, кандидатом на звание главного седана новой эпохи следует признать Geely Emgrand — по крайней мере у него есть для этого все вводные. Во-первых, разработанная совместно с Volvo модульная платформа BMA, уже знакомая покупателям по суперпопулярному Coolray — и первые тесты показывают, что едет машина здорово. Во-вторых, дизайн: седан лишен вычурности, зато преисполнен достоинства и выглядит дороже своих денег. В-третьих, собственно деньги: за Emgrand просят 2,0–2,5 млн руб.

При этом речь идет о машине не только с полноценной гарантией, но и с полноценной адаптацией для России: Emgrand получил подогревы руля и лобового стекла, а главное, специально для нас сменил «робот» на классический «автомат». Не за горами еще и локализация на белорусском заводе Geely, но уже сейчас можно сказать, что перед нами основной кандидат на замену Rio, Solaris и Polo.

Voyah Passion

Фото: Voyah

Из всех китайских брендов, официально пришедших в Россию за последние два года, едва ли не главный сюрприз остается на счету Voyah. В конце 2022-го концерн Dongfeng, от которого ничего особенного не ждали, вывел на наш рынок премиальную марку — и не прогадал. Кроссовер Free и минивэн Dream быстро завоевали симпатии тех, кто недавно покупал Mercedes-Benz, Lexus и BMW — хотя бы потому, что за эффектным дизайном оказались скрыты достойные ездовые манеры.

Электрический седан Voyah Passion превратил этот дуэт в трио, причем спустя лишь считаные месяцы после дебюта в родном Китае. В его активе — удивительно комфортная подвеска, дорогой интерьер с россыпью интересных фишек и, пожалуй, еще более интересная внешность, чем у соплеменников. Кстати, за облик отвечает «собственный дизайн-центр Voyah», но не секрет, что ключевые позиции там занимают выходцы из именитых европейских компаний. Получают, надо думать, неплохо и, несомненно, отрабатывают свой хлеб.

Tank 500

Фото: Great Wall

Публика, которая только-только распробовала новый Toyota Land Cruiser 300 и тут же его потеряла, внезапно получила достойную китайскую альтернативу. Внедорожник Tank 500 от концерна Great Wall поставил галочки напротив всех важных пунктов: он большой, он рамный, он помпезный — и прямым текстом сообщает окружающим о статусе владельца.

Конечно, на стороне Toyota пока остается эмоциональный перевес в Легендарной Японской Надежности, но если посмотреть на технику, не так она и различается: в новом поколении Land Cruiser перешел на турбированный трехлитровый V6, и под капотом Tank 500 та же конфигурация. Принципиальные схемы трансмиссий и подвесок тоже совпадают, а интерьер у «китайца» даже пороскошнее. И все это за условно вменяемые по нынешним временам 6–7 млн руб.!

Toyota Land Cruiser Prado

Фото: Toyota

Впрочем, сама Toyota тоже нашла, чем удивить. Вечный консерватор Land Cruiser Prado резко сменил имидж и решил попытать счастья на поле неоретро: рубленые формы подражают классическим «крузакам» 50-летней давности, особенно в версии с круглыми фарами. Да-да, для Prado приготовлено сразу два разных варианта передней части!

Технически все довольно близко к машине предыдущего поколения, разве что из списка опций пропала спорная гидроподвеска KDSS, а двигатели теперь могут быть только шестицилиндровыми — старый добрый V6 отправлен на покой. Насколько хорошо все это будет ехать — узнаем чуть позже: старт мировых продаж намечен только на первый квартал 2024 года. Хорошая новость: ждать российской сертификации не придется — параллельные дилеры наверняка привезут «живые» экземпляры с минимальной задержкой.

BMW 5-Series

Фото: BMW

Например, новые «пятерки» BMW, представленные всего-то в конце мая, уже выехали на российские дороги, несмотря на противоречивую внешность и ошеломительные ценники. За простейшую версию 520i импортеры просят от 10 млн руб., но энтузиастов баварской марки это, видимо, не слишком смущает. С другой стороны, 600-сильная «электричка» i5 M60 в том же кузове оценивается и вовсе в 16 млн руб., так что все познается в сравнении.

Чем еще, кроме цен, удивила нас баварская новинка? Пожалуй, как раз безвольным следованием современным трендам: невзрачный кузов изначально спроектирован не только под ДВС, но и под электрические версии, а салон почти целиком переведен на сенсорное управление. Хотя мотористы пока держатся за свои идеалы: в гамме осталась рядная «шестерка», а грядущая M5, поговаривают, даже сохранит V8, пусть и станет гибридом.

Mercedes-Benz E-Class

Фото: Mercedes-Benz

А вот грядущий Mercedes-AMG E 63 большого двигателя точно лишится: там будет что угодно, только не нынешний V8. Да и в остальном новый E-Class, представленный почти одновременно со своим главным конкурентом, пока стесняется говорить про сжигание топлива и делает упор на гибриды: так или иначе электрифицирована вообще вся линейка, причем большинство версий можно заряжать от розетки.

Из интересного заявлено первое в истории модели полноуправляемое шасси, хотя только в качестве опции, а также электронное управление дефлекторами вентиляции на манер Porsche Panamera. А вот гигантского дисплея Hyperscreen, как у электрических Mercedes серии EQ, здесь не будет — вместо него три отдельных экрана под общим стеклом. Примечательно, что российские дилеры оценивают «ешку» дороже, чем BMW 5-й серии: стоимость базового E200, пусть и с хорошим оснащением, переваливает за 13 млн руб.

Zeekr 001 FR

За те же деньги у неофициальных дилеров можно купить Zeekr 001 — да не простой, а экстремальный. Версия FR разрабатывалась при участии чемпиона «Формулы-1» Кими Райкконена и даже получила особый режим бортовой электроники, названный в его честь. Впрочем, это может быть не более чем маркетингом, а вот четыре электромотора суммарной мощностью 1265 сил и разгон до сотни за 2,02 секунды — документальный факт.

И вообще, Zeekr 001 вне зависимости от версии успел сотворить на нашем рынке сенсацию. Он так приглянулся клиентам, что безо всяких официальных дилеров заполучил титул самого популярного электромобиля в России. Продажи превышают 150 экземпляров в месяц, а на агрегаторах объявлений сейчас представлено более тысячи (!) вариантов. Вот он какой — новый российский хит!

Zeekr X

Фото: Zeekr

На волне хайпа в Россию потекли и более демократичные кроссоверы Zeekr X — в стране их уже около пяти сотен, хотя поставки начались только летом. Топовая версия развивает скромные по электромобильным меркам 428 сил, у младшей и вовсе 272, зато и цена не такая кусачая — максимум 6 млн руб. с поросячьим хвостиком. Почему поросячьим? Потому что Zeekr X реально умеет хрюкать на всю улицу через внешние колонки! А еще лаять, мяукать, по-китайски общаться с пешеходами или просто играть им музыку.

Вряд ли вы станете этим пользоваться всерьез, но «Икс» очень ясно показывает, куда движется весь автопром Поднебесной: подальше от предубеждений и поближе к тотальной гаджетизации всего и вся. Впрочем, не без практичности: у китайцев широко распространена привычка спать прямо в машине, поэтому правое переднее кресло здесь самое навороченное — не только с вентиляцией и массажем, но и с возможностью раскладываться в почти настоящую кровать.

Dongfeng DF6

Фото: Dongfeng

Но не стоит думать, что вообще весь автопром наших дорогих восточных партнеров становится ближе к смартфонам, чем к машинам. Хватает и традиционных моделей — и даже почти архаичных. Например, с официальным визитом в Россию недавно пожаловал рамный пикап Dongfeng DF6 с кондовым салоном, куцым устаревшим оснащением и откровенно грубыми ездовыми повадками. Что же в нем поразительного?

А то, что DF6 — это лицензионная копия Nissan Navara, которая выпускается на общем с японцами заводе в Чжэнчжоу. Да, копия заметно упрощенная, но силовая структура, подвески, двигатели и коробки передач здесь такие же, как у Nissan, а это значит, что в России теперь можно совершенно легально купить японскую санкционку с полной гарантией и заводской поддержкой. И для определенной аудитории это наверняка окажется мощнейшим козырем, который чисто китайским конкурентам будет попросту нечем крыть.

BAIC BJ40

Фото: Пресс-служба «Автотор»

Есть, однако, и другие подходы. К примеру, энтузиастов живо заинтересовала новость о старте продаж BAIC BJ40, который не назвать иначе как китайским Jeep Wrangler. Ничего лицензированного в нем нет, хотя и в совсем уж наглом копировании обвинять не с руки, ведь у BAIC и Jeep до 2008 года существовало полноценное совместное предприятие. Стало быть, не плагиат, а родословная.

Главное, что BJ40 сохранил уникальный формат Wrangler — это настоящий автомобиль-конструктор, который можно разобрать практически догола. Снимаются двери, крыша и даже лобовое стекло — и вот у вас уже развеселый пляжный багги. Да, стоит он немало — 4,5 млн руб., несмотря на локализацию на калининградском «Автоторе», и за эти деньги хотелось бы более продвинутую трансмиссию, чем жестко подключаемый полный привод без межколесных блокировок. И сама модель свежа только для нас — на родине BJ40 выпускается с 2013 года и даже успел сменить поколение. Но все равно он у нас такой один.

Jaecoo J7

Фото: Jaecoo

На противоположном полюсе уникальности выступает компания Chery, в недрах которой продолжает варить горшочек с новыми брендами, подбрендами и подподбрендами. Вслед за, собственно, Chery, Exeed, Omoda и Kaiyi на российский рынок пожаловал Jaecoo. Если вам до сих пор интересно разбираться во всех этих премудростях, то читается название как «Джейку», а происходит оно от немецкого «jaeger» и английского «cool» — в результате получается «крутой охотник».

Во внешности можно углядеть нестыдные параллели с современными Range Rover, и это неслучайно: британцы сотрудничают с китайцами больше десяти лет и помогают разрабатывать технику. А вот сама техника хорошо знакома, ведь Jaecoo J7 — это, по сути, переодетый Chery Tiggo 7. Или Omoda C5. Или Exeed LX, как кому нравится. Стремление китайцев плодить бесконечные сущности действительно поражает, но, если разобраться, логика в этом есть: исторический бэкграунд их не тяготит, так что можно смело экспериментировать и смотреть, что выстрелит. А то, что не выстрелит, без лишних сантиментов пристрелить.

Jetour Dashing

Фото: Jetour

Да, это еще один технический клон Omoda C5 и вышеупомянутого Jaecoo от очередного бренда Chery, и мы бы не стали включать Dashing в рейтинг, если бы не удивительная маркетинговая стратегия. Дело в том, что все остальные бренды Chery живут под управлением общего российского представительства, но для Jetour создан отдельный, независимый офис и выстраивается собственная дилерская сеть.

Это означает конкуренцию и, как следствие, выгоду для покупателей. В схожих комплектациях Dashing оказывается на 300–500 тыс. руб. доступнее, чем Omoda или Jaecoo, и вполне способен переманить клиентов на свою сторону. Тем более с ярким дизайном и теслоподобным интерьером, где все выстроено вокруг гигантского центрального дисплея.

«Москвич 6»

Фото: Москвич

Не секрет, что «Москвич 6» — это просто китайский JAC J7 Plus с переклеенными шильдиками. Машина совершенно обычная: довольно современная, без серьезных провалов в эргономике и ездовых дисциплинах, разве что маркетологи начудили, называя его, цитата, «ярким седаном в кузове лифтбек». На самом деле это именно лифтбек размером примерно как Skoda Octavia — а про седан, видимо, ввернули для пущей солидности.

Так чему же тут удивляться? Да просто самому факту того, что «Москвич 6» действительно вышел на рынок. Через полтора года после первых новостей о возрождении столичного завода следует признать: процесс идет, «Москвичей» на дорогах становится больше, а обещанная локализация близится. Уже запущена тестовая сварка кузовов для «Москвича 3», а со следующего года обе модели должны перейти на полноценную CKD-сборку. Значит ли это, что в перспективе появится и самостоятельная разработка? Говорить пока рано, но верится в это теперь определенно больше.

Lotus Eletre

Фото: Lotus

Компания Lotus удивила не только нас, но и весь автомобильный мир, выпустив то, чего не может быть,— пятиметровый электрический кроссовер, который весит больше двух с половиной тонн и развивает почти тысячу лошадиных сил. Разом пали почти религиозные заветы основателя Колина Чепмена, говорившего: «Если у вас мощный двигатель, вы будете быстры только на прямой. Если у вас легкая машина, вы будете быстры везде».

Наверное, иначе и быть не могло, ведь Lotus принадлежит холдингу Geely, поэтому британцы вынуждены плясать под китайскую дудку. Но при этом и на щедрые китайские деньги — вот где позитив. А если не слишком горевать по истории, окажется, что Eletre очень крутой. С отличной управляемостью, навороченной активной аэродинамикой и разгоном, заставляющим покраснеть даже Lamborghini Urus. Прямо сейчас это, пожалуй, самый крутой кроссовер планеты, и, судя по активности на российском неофициальном рынке, реальные покупатели ценят это выше заповедей мистера Чепмена.

Geely Monjaro

Фото: Пресс-служба Geely

А вот другое детище Geely попало в довольно странную ситуацию. Российское представительство анонсировало Monjaro еще в самом начале 2022 года, но после февральских событий вывод модели на рынок сильно забуксовал. Старт продаж состоялся лишь этой весной, а пока официалы раскачивались, параллельные импортеры вовсю везли серые машины прямо из Китая. И их можно понять: кроссовер-то интересный! Большой, стильно-солидный, да еще и построенный на технологиях Volvo.

Но в итоге случилось перенасыщение: совместными усилиями продавцы притащили столько автомобилей, что на них не нашлось достаточно покупателей! Для сравнения: на агрегаторах объявлений сейчас размещено почти 5 тыс. Monjaro — столько же у младшего Coolray, который стоит вдвое дешевле. Кроссовер уже прозвали биткойном на колесах: неофициальные дилеры, которые собирались хорошенько заработать на желанной модели, теперь лезут из кожи вон, чтобы продать завезенные экземпляры хотя бы по себестоимости и выйти в ноль.

Jetta VS5

Еще один пример того, что параллельный импорт в России зачастую напоминает не бизнес, а рулетку. Jetta VS5 — это китайский аналог Skoda Karoq и Volkswagen Taos, которые пользовались в нашей стране неплохой популярностью. Платформа и кузов те же самые, техника знакомая — проверенный турбомотор 1.4 TSI в сочетании с классическим шестиступенчатым «автоматом». Что же может пойти не так?

Оказывается, дилеры не учли пару важных моментов. Во-первых, бренд Jetta — изначально бюджетный, поэтому VS5 получилась сильно упрощенной относительно Volkswagen и Skoda. Не только по оснащению, но и по материалам отделки, и по общему уровню качества. А во-вторых, без полноценной гарантии «легендарное немецкое качество», как выяснилось, вызывает не так много доверия. Подстегнуть спрос не помогают даже относительно гуманные цены в пределах 3 млн руб.: мы оглянуться не успели — а покупатели бюджетных кроссоверов уже выбирают пусть и «китайцев», но тех, которых точно можно будет бесплатно починить.

Hongqi H9

Фото: пресс-служба Hongqi

Жизнь, как известно, лучший сценарист. Первый в Китае автомобильный завод FAW строился при участии советских специалистов, первая модель была, по сути, адаптированной копией грузовика ЗИЛ-157 — и даже главная проходная предприятия в точности повторяла московскую. Теперь завода ЗИЛ больше нет, а в одном из зданий, возведенных на его месте, располагается официальный дилер Hongqi — подразделения FAW по выпуску элитной продукции.

Долгое время эти машины были доступны только членам китайской партии, но недавно вышли в свободную продажу, и импозантный седан H9, нарисованный бывшим шеф-дизайнером Rolls-Royce, все чаще встречается на московских улицах. Ну правда, чем не замена привычному премиуму? А ведь ходят еще и слухи о грядущей локализации Hongqi в России — и как тут не вспомнить очередную инициативу по пересадке чиновников на отечественные автомобили? Не на «Москвичах» же им ездить, в самом-то деле.

Михаил Конончук

Вся лента