Точка для роста
Когда может быть выгодна покупка франшизы
Предпринимательский потенциал россиян остается стабильным, несмотря на сложные внешние факторы. Запустить свой бизнес хотели бы более 15% жителей страны, но многих сдерживают риск финансовых ошибок и нехватка знаний. Выходом может стать покупка франшизы известного бренда, работающего на стабильном рынке, например крупнейшей продуктовой сети «Пятерочка». На сегодняшний день по программе обратной франшизы успешно работают 289 магазинов по всей стране. Такая модель франшизы позволяет партнерам получать прибыль с первых месяцев работы с существенно меньшим риском и более ощутимой поддержкой, чем при открытии собственного бизнеса. Оборот продуктовой розницы сейчас растет, и оживление потребительского спроса становится все более заметным, отмечают аналитики.
Розничный продуктовый ритейл остается устойчивой отраслью экономики при любых экономических условиях, ведь продукты питания — наиважнейшая статья расходов потребителей вне зависимости от внешних обстоятельств. Как рассказывал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, в 2022 году отрасль пережила идеальный шторм, но ритейлу удалось заново отстроить необходимые цепочки, восполнить десятки тысяч позиций, ушедших с рынка, не допустить дефицита ни в одной из товарных категорий, а уровень продовольственной инфляции оказался заметно лучше прогнозов, в том числе благодаря действиям сетей.
По итогам первой половины 2023 года индустрия продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) стабилизировалась, а оживление покупательских настроений стало еще более заметным, отмечается в исследовании NielsenIQ. По данным аналитиков, в первом полугодии год к году общие продажи FMCG выросли на 8,5%, что полностью обусловлено вкладом реального спроса в размере 10,1% на фоне дефляции в минус 1,6%. Восстановление спроса на рынке активнее всего происходит в группе продуктов питания и напитков.
По данным NielsenIQ, к середине 2023 года темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились. А с точки зрения динамики спроса в разбивке по федеральным округам ярко выделяются регионы, где продажи восстанавливаются значительно быстрее, чем в центре, указывают в компании. Так, по данным NielsenIQ, за первую половину 2023 года продажи на FMCG-рынке в Сибири и на Дальнем Востоке выросли год к году на 10,3% в штуках и на 15,2% в деньгах. На Урале аналогичные показатели увеличились на 10,2% и 13,6%, в Поволжье — на 7,9% и 12,5%, на юге — на 9,9% и 13,8% соответственно.
Как отмечают в АКОРТ, рост продаж на FMCG-рынке говорит сразу о двух трендах — восстановительном росте после паузы 2022 года и возможности части покупателей наращивать потребление в связи с ростом доходов. В таких условиях, говорят в объединении, федеральный ритейл продолжает активное открытие магазинов и расширение своего присутствия в регионах, а одним из основных драйверов роста оборота торговли остается формат магазинов «у дома». За полгода только крупнейший игрок на российском рынке ритейла X5 Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Красный Яр», «Слата») открыл более 1 тыс. новых «Пятерочек», отметили в АКОРТ.
Новые возможности
Крупнейшая продовольственная сеть страны «Пятерочка» работает в формате магазинов «у дома» и открывает новые торговые точки не только самостоятельно, но и по франшизе. Партнерская программа у компании действует с 2010 года, в 2022 году франшиза была перезапущена со значительным улучшением условий. На август текущего года у «Пятерочки» работает 289 партнерских магазинов в разных регионах России.
Отличительная особенность франшизы «Пятерочки» — работа по модели обратного франчайзинга. Эта модель остается редкой для российского рынка, так как она требует большей отдачи от головного бренда. Для сравнения: прямая франшиза дает предпринимателю больше самостоятельности, но при этом возрастают и риски ошибок, особенно если для партнера это первый проект. В сфере ритейла при таком подходе франчайзи сам ищет поставщиков, закупает товары и контролирует регулярность поставок продукции до точки.
В противовес этому «Пятерочка», как и предполагает модель обратного франчайзинга, оказывает комплексную и всестороннюю поддержку своим партнерам, делится экспертизой и многолетним опытом развития магазинов в России. А главное, сама находит поставщиков, закупает товар и организует поставки. Фактически, говорят в компании, партнер бренда может начать получать прибыль уже с первых месяцев работы с существенно меньшим риском по сравнению с прямой франшизой или открытием собственного бизнеса.
Как рассказывают в «Пятерочке», представители сети сопровождают франчайзи при подготовке к открытию магазина, подсказывают все нюансы, берут на себя, помимо поиска поставщиков, формирование ассортиментной матрицы, ценообразование, контроль объемов и частоты поставок. Это позволяет сети обеспечивать высокий уровень сервиса во всех магазинах, а партнер получает не просто узнаваемый бренд, но и опытного ментора. Задача франчайзи при такой модели — максимально эффективно организовать все операционные процессы в магазине. На него, соответственно, ложится и часть расходов: аренда помещения, эксплуатация здания, зарплата персонала и оплата коммунальных услуг.
В рамках обратной франшизы франчайзи не платят роялти. Взамен этого партнер «Пятерочки» перечисляет всю прибыль головному бренду, а тот платит ему агентскую комиссию в размере в среднем 21% от выручки ежемесячно, или около 2 310 000 руб., при показателях среднего магазина. Из них 15–16% — это операционные расходы. Чистая прибыль составит от 4% до 5%, то есть порядка 500 000 руб. в месяц.
Как отмечают в компании, сеть работает с гибким агентским вознаграждением, что позволяет партнерам бренда легче проходить сезонные колебания спроса. «То есть даже в периоды с низким товарооборотом агентское вознаграждение может расти»,— объясняют в торговой сети.
Инвестиции в открытие одной «Пятерочки» по модели обратной франшизы отличаются в зависимости от площади магазина и локации. Так, в Казани, судя по расчетам на сайте компании, на открытие магазина площадью 350 кв. м потребуется 15,5 млн руб. инвестиций, включая затраты на ремонтно-строительные работы, оборудование и паушальный взнос. По собственным оценкам сети, такой магазин в год может генерировать более 118,66 млн руб. выручки и приносить 6,34 млн руб. прибыли, а значит, затраты окупятся за 29 месяцев. Как отмечают в «Пятерочке», для долгосрочного успеха важным является как настрой предпринимателя на получение прибыли, так и нацеленность на улучшение жизни жителей района или даже города, в котором расположен магазин.
Растущий интерес
Директор департамента франчайзинга торговой сети «Пятерочка» Михаил Кольцов говорит, что спрос на франшизу бренда растет. «В начале 2023 года мы получали порядка 100–120 заявок в месяц, сейчас мы обрабатываем уже порядка 350–400 заявок»,— рассказывает он. По словам эксперта, с начала 2023 года «Пятерочка» открыла по программе обратной франшизы 45 магазинов, а до конца года откроет еще 90 точек. Это в два раза больше, чем в 2022 году, когда открылось 64 партнерских магазина.
«Сегодня франшиза "Пятерочки" в основном развивается в центре страны, на северо-западе и на юге,— продолжает господин Кольцов.— Дальний Восток также очень перспективен для развития "Пятерочки"». По его словам, пока команда территории сосредоточена на открытии как можно большего количества собственных магазинов сети, развитии логистики и эффективной бизнес-модели. В открытие магазинов по франшизе она планирует включиться ориентировочно через год, когда сеть уже будет достаточно представлена в регионе, а модель отточена. Помимо перечисленных территорий перспективы компания видит и в Сибири. Поэтому присмотреться к этому направлению и изучить его можно уже сейчас.
Действующие франчайзи «Пятерочки», судя по всему, довольны сотрудничеством и потому заинтересованы в открытии новых точек в партнерстве с сетью. По словам Михаила Кольцова, в среднем на одного партнера у «Пятерочки» приходится пять-шесть магазинов. Есть партнеры, которые владеют 25 и 27 магазинами, и есть один партнер, у кого больше 60 магазинов, добавляет он. По словам топ-менеджера, только новые партнеры, которые открылись в конце прошлого года и в текущем году, владеют одним магазином.
В 2022 году, рассказывает Михаил Кольцов, «Пятерочка» существенно снизила порог входа для франчайзи — с 20 млн до 15 млн руб.— и стала предоставлять партнерам комплексную поддержку с первых этапов совместной работы: оказывать помощь в выборе площадки и получении кредита на открытие бизнеса. Сейчас инвестиции в открытие одного магазина окупаются в среднем за 24–36 месяцев, а товарооборот составляет около 15 млн руб. в месяц, однако, конечно, все зависит от региона, локации и т. д., указывает он. По словам господина Кольцова, «Пятерочка» активно работает над предложением для малых предпринимателей, обсуждает с банками-партнерами возможности совместного финансирования таких проектов. «Рассчитываем, что привлечем в это направление не менее 2 тыс. предпринимателей в течение следующих трех лет»,— говорит топ-менеджер.
Партнерские перспективы
Число развивающихся по франшизе проектов в России растет. По данным портала Franshiza.ru на начало 2023 года в России насчитывалось 3,24 тыс. франшиз, что на 5% больше, чем годом ранее, несмотря на уход части международных брендов. Оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19%, до 2,78 трлн руб., а число занятых в работающих по франшизе сетях увеличилось на 9%, до 1,24 млн сотрудников, подсчитывали эксперты. Одним из стимулов роста рынка, отмечает Franshiza.ru, была федеральная программа акселерации региональных бизнесов во франшизу с помощью поддержки из бюджетов регионального уровня. И хотя спрос на франшизы за последний год менялся крайне волнообразно, весной—летом 2022 года рос интерес инвесторов к продуктовым магазинам, аптекам и т. п. как наиболее стабильным направлениям.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская говорит, что этому способствует в том числе консолидация рынка продовольственного ритейла в регионах, где владельцам небольших независимых магазинов становится сложнее вести бизнес, и такие предприниматели могут переходить на франшизу «Пятерочки».
Как отмечает эксперт, франшиза этой сети из-за достаточно больших инвестиций в открытие не относится к массовому сегменту франчайзинга, но довольно устойчиво развивается и привлекает новых партнеров. По словам госпожи Рождественской, последние, в частности, получают некоторую безопасность: могут быть уверены, что не останутся без товара, а за каждую поставку не нужно рассчитываться по предоплате.
В исследовании компании TopFranchise отмечается, что франшизы в ритейле, в том числе магазины продуктов питания, за первые пять месяцев 2023 года занимали второе место по спросу. «Люди продолжают покупать франшизы — у этого рынка высокая выживаемость. Можно сказать, что он фактически антикризисный»,— отмечает один из основателей компании TopFranchise, автор аналитической платформы по франчайзингу Виктор Большаков. Наиболее перспективными он считает проекты, у которых сырьевая база в России и которые дают партнерам оборудование и территорию для продаж. К сожалению, указывает господин Большаков, таких франшиз очень мало и они очень дорогие. Михаил Кольцов говорит, что по собственным исследованиям «Пятерочки» и аналитике рынка локаций и предпринимателей точно хватит для активного развития сети по франчайзингу на ближайшие пять-семь лет.
Проведенный в 2022 году среди 1,6 тыс. россиян опрос Ifors Research показал, что 13–15% респондентов, или примерно каждый седьмой, хотели бы открыть свой бизнес. И предпринимательский потенциал россиян остается стабильным — на уровне 15%, несмотря на пандемию, мировую повестку и непростую ситуацию в экономике. Но сдерживающими факторами для большинства выступают риск потерять деньги (53%) и недостаток знаний (36%). Снизить эти риски как раз может помочь надежная франшиза известного бренда, особенно работающая по обратной модели, где владелец бренда берет на себя бОльшую часть операционных задач и одновременно помогает партнеру вникнуть в тонкости бизнеса.
Кроме того, на покупку франшизы можно получить государственные субсидии из бюджетов регионов. По данным «Контур Маркета», поддержка отличается в зависимости от региона и сферы бизнеса. В Московской области, к примеру, работающие по франшизе федеральных сетей предприятия могут получить субсидию в размере до 500 тыс. руб. на один объект. Как отмечали в Министерстве инвестиций, промышленности и науки региона, местный рынок франчайзинга растет на 10–15% в год и местные программы поддержки сделают запуск такого бизнеса еще проще.
Сейчас момент для старта проекта на потребительском рынке выглядит подходящим. Как отмечают в NielsenIQ, учитывая, что в текущий момент покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что все больше покупателей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения и наращивать траты. По словам аналитиков, вывод подкреплен не только индексом потребительского оптимизма, который позволяет оценить рациональное восприятие текущей ситуации, но и эмоциональной компонентой. Почти половина респондентов (45%) к концу второго квартала текущего года описывают свое текущее психоэмоциональное состояние как «абсолютно спокойное» и «спокойное», указывают в NielsenIQ. Как отмечают аналитики, у сформированных под влиянием предыдущих кризисов покупательских привычек стала менее выраженной волатильность, что позволило добиться стабилизации спроса быстрее, чем во время прежних сложных периодов. И несмотря на то что цена остается ключевым критерием при выборе, говорить о повсеместной экономии уже не приходится, указывают в компании. По прогнозам аналитиков, в течение 2023 года продажи FMCG будут оставаться выше нулевой отметки на фоне низкой базы второй половины 2022 года. Положительный вклад в развитие рынка продолжат вносить два ключевых фактора: ассортимент и рост количества торговых точек, говорят в NielsenIQ.