На главную региона

Спрос на сельхозпродукцию Дона растет на внутренних и зарубежных рынках

Сегодня в Ростовской области предприятия АПК могут продавать свою продукцию на розничных рынках и ярмарках, на которых им бесплатно предоставляются тысячи торговых мест. В текущем году для аграриев Дона открылась возможность получать без торгов места для нестационарных торговых объектов. А крупные ритейлеры объявили о готовности закупать фрукты и овощи в регионе по системе агроконтрактации. В период санкций торговые предприятия переходят на отечественные продукты и предпочитают сотрудничать с местными производителями, отметил первый заместитель губернатора Дона Виктор Гончаров на заседания общественного совета при департаменте потребительского рынка региона.

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Сегодня в Ростовской области предприятия АПК могут продавать свою продукцию на розничных рынках и ярмарках, на которых им бесплатно предоставляются тысячи торговых мест. В текущем году для аграриев Дона открылась возможность получать без торгов места для нестационарных торговых объектов. А крупные ритейлеры объявили о готовности закупать фрукты и овощи в регионе по системе агроконтрактации. В период санкций торговые предприятия переходят на отечественные продукты и предпочитают сотрудничать с местными производителями, отметил первый заместитель губернатора Дона Виктор Гончаров на заседания общественного совета при департаменте потребительского рынка региона.

Мероприятие состоялось в правительстве Ростовской области. На повестке дня было несколько вопросов. Основные из них — каналы сбыта местной сельхозпродукции, взаимодействие торговых организаций с малым сельхозбизнесом и предприятиями агропромышленного комплекса Дона. По словам Виктора Гончарова, это — актуальная тема. «Сейчас, в период санкций, торговые предприятия переходят на отечественные продукты и предпочитают сотрудничать с местными производителями, — подчеркнул вице-губернатор. — Причем, как уверяют сами представители ритейла, в зоне особого внимания мелкие фермерские хозяйства. Поэтому их поддержка как на этапе производства продукции, так и на этапе ее реализации — одна из важных задач для органов власти».

Участники совещания заметили, что реализация продукция донских хозяйств, в том числе и фермерских, идет по нескольким каналам. Во-первых, в Ростовской области работают 42 розничных рынка на 16,8 тыс. торговых мест, из около 11 тыс. (67%) предназначены для реализации продукции АПК. Во-вторых, активизируется ярмарочная торговля. В первом квартале 2023 года в регионе осуществляли деятельность 178 ярмарок. На них аграриям Дона предоставляли на бесплатной основе порядка 4 тыс. торговых мест. Всего, с января по март, в области было 2,8 тыс. ярмарочных дней. В-третьих, сельхозпроизводители региона могут продавать свою продукцию в нестационарных торговых объектах. Собственно, открывшаяся для аграриев Дона возможность получить место для размещения НТО без проведения торгов, конкурсов и аукционов стала новым проектом в формировании каналов сбыта сельхозпродукции. По данным органов местного самоуправления, сейчас на территориях муниципальных образований свободны порядка 600 мест для размещения аграриями НТО. Наиболее успешный опыт реализации таких возможностей есть в Новошахтинске и Сальском районе. В них местным фермерам помогли наладить мобильную торговлю свежей молочной продукцией.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Но и это еще не все. Как рассказал директор департамента потребительского рынка Ростовской области Алексей Панкратов, с учетом политики импортозамещения представители сетевого ритейла тоже заинтересованы в продуктах локальных поставщиков. «В связи с этим наш департамент совместно с минсельхозпродом региона организует торгово-закупочные сессии, — уточнил глава департамеента. — Основная цель — установление прямого контакта между производителями товаров и закупщиками торговых сетей. Такое взаимодействие необходимо, чтобы избежать трудностей по вхождению в ассортиментные матрицы сетевых компаний продукции, произведенной на территории области, на полках магазинов».


Кроме того, на Дону, в рамках национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства, на базе федеральных торговых сетей, идет реализация программы «Фермерский островок». В марте 2023 года такой «островок» открылся в Таганроге, оператором проекта стал «Колхоз Советинский».

Еще одном перспективном направлении является взаимодействию ритейлеров с отечественными производителями сельхозпродукции по системе агроконтрактации: заключаются прямые долгосрочные договоры с гарантированными объемами поставок фруктов и овощей. Сейчас компаниями X5 Group и ООО «ОРТК “Южный”» совместно обсуждают вопрос о реализации аналогичного проекта на Дону.

В этот же день проходил и экспортный совет при губернаторе Ростовской области, на котором речь шла о поставках продукции донского АПК на внешние рынки. В частности, рассматривали реализацию регионального проекта «Экспорт продукции АПК», входящего в нацпроект «Международная кооперация и экспорт». По предварительным данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Дона, с начала 2023 года объем экспорта агропродукции из региона в фактических ценах превысил $4 млрд. Это на 54,7% больше уровня 2022 года (в натуральном выражении превышение составило 98%). Выполнение планового показателя нацпроекта составляет 61,8%.

Как отметил глава донского минсельхозпрода Константин Рачаловский, несмотря на введенные против России санкции и меры таможенно-тарифного регулирования, а также логистические ограничения для предприятий-экспортеров, сложности с проведением международных расчетов, экспорт продукции АПК в текущем году по основным позициям значительно превышается прошлогодний уровень. «Так, экспорт зерновых в натуральном выражении больше в 2,3 раза, — уточнил министр. — Сегодня наша продукция поставляется практически в 100 стран. Основными импортерами остались по-прежнему Турция и Египет, а замыкает тройку Бангладеш».

Правительство РО