К мобильной разработке приложили сторания

Как российские магазины приложений соседствуют с «Play Маркетом», вебом и друг с другом

Ограничения работы стандартных мобильных магазинов приложений в России способствовали появлению четырех отечественных площадок распространения приложений для Android. Конкуренция между новыми магазинами будет зависеть от того, у кого будет наибольший доступ к финансовым ресурсам. Поддержкой на регуляторном уровне заручился только RuStore, предназначенный, как и другие магазины, для телефонов на Android. Отсутствие решений для iOS увеличило спрос на веб-решения, но стандартные приложения останутся популярными, считают опрошенные “Ъ” разработчики.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Последствия российской военной операции на Украине нарушили нормальную работу магазинов мобильных приложений в стране. Компании, в отношении которых были введены блокирующие санкции США, потеряли возможность явным образом публиковать программы в основных магазинах — App Store и «Google Play Маркете». Те компании, которые санкции не затронули напрямую, лишились многих способов монетизации — так, Google отключила в России не только свою рекламную сеть, но и возможность совершать покупки через свою платежную инфраструктуру. Уход международных платежных систем из России также отразился на возможностях оплаты в App Store: платить за приложения и подписки на устройствах Apple можно только со счета телефона у некоторых мобильных операторов.

Возможность устанавливать приложения и сторонние магазины приложений, не прибегая к взлому устройства, есть только у одной актуальной мобильной операционной системы — Android. Проблемы с дистрибуцией мобильных приложений в России привели к появлению новых альтернативных магазинов приложений. В разработке своих площадок сейчас участвуют как крупные компании, так и малоизвестные структуры, с государственной поддержкой и без нее.

Второй подход к Android

Пик интереса к альтернативным мобильным магазинам приложений в мире пришелся на начало 2010-х годов: тогда Google контролировала пользовательский опыт Android в меньшей степени, чем сейчас. Собственные площадки в то время открывали Amazon, Opera и «Яндекс». Магазин «Яндекс.Store» предустанавливался на некоторые продаваемые в России телефоны, преимущественно бюджетные или лишенные необходимой для «Play Маркета» сертификации Google. Тогда же появился и иранский Cafe Bazaar — магазин приложений для Android, который в свете санкций в отношении Ирана стал фактически стандартным способом распространения приложений для Android в стране.

Политика Google не позволяет предустанавливать альтернативные магазины на телефоны с «Play Маркетом», Gmail, YouTube и другими сервисами компании. Исключение сделано лишь для ряда брендов, например Samsung, чей магазин приложений Galaxy Store используется в том числе для обновления стандартных программ телефона. В течение 2010-х годов многие магазины, включая «Яндекс.Store», прекратили работу. В числе значимых исключений — Amazon Appstore, использующийся на планшетах Amazon Fire без сервисов Google, а также F-Droid, в котором распространяются только приложения с открытым исходным кодом.

Законодательное регулирование в области мобильных сервисов в России касалось преимущественно требований о предварительной установке российских приложений: соответствующий закон был принят в 2019 году. В число приложений, необходимых к предустановке на телефоны на Android, входил каталог приложений App List (разработано «РТ Лабс», дочерней компанией «Ростелекома»). Однако назвать его магазином нельзя: приложение представляло собой набор ссылок на российское ПО, опубликованное в «Play Маркете». Глава Минцифры Максут Шадаев впервые сообщил о планах представить российский магазин приложений в марте 2022 года, уже после удаления сервисов ВТБ, ПСБ и банка «Открытие» из международных магазинов.

Четверо одного не жмут

В течение 2022 года в России появилось четыре магазина приложений, призванных по замыслу их создателей сохранить доступ к российским приложениям и сервисам. Под эгидой Минцифры разрабатывается только один из них — RuStore от VK. Два проекта от малоизвестных создателей — NashStore от АНО «Цифровые платформы» и RuMarket, выпущенный бывшим гендиректором российского подразделения Gett Анатолием Сморгонским,— стали известны тем, что появились раньше RuStore. Единственной крупной компанией помимо VK, запустившей аналогичный сервис, в конце 2022 года стала МТС c AppBazar.

Аудитория RuStore в январе текущего года составила 10 млн человек старше 12 лет, сообщала VK со ссылкой на данные Mediascope. Последние публичные данные об аудитории других площадок датируются октябрем 2022-го: тогда аудитория NashStore и RuMarket, по данным Mediascope, составляла 610 тыс. и 580 тыс. человек соответственно. Месячная аудитория магазина VK тогда достигала 7,08 млн, AppBazar запустился в ноябре.

Количество российских магазинов приложений может сократиться в течение ближайших двух-четырех лет, оставшиеся же проекты будут работать «на условиях бесконечной государственной поддержки», считает сооснователь компании по разработке цифровых платформ Arcsinus Павел Голуб: «Срок жизни магазинов зависит от того, насколько у их создателей хватит убежденности развивать проект. Если площадка создана коммерческой компанией, то та должна относиться к нему как к бизнесу: считать окупаемость и возврат инвестиций». Он напомнил, что тот же «Яндекс.Store» прекратил развиваться еще за три года до окончательного закрытия проекта.

Коммерческий смысл в запуске альтернативного магазина для сторонней ОС есть, но реализовать его трудно, говорит аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов: «На практике это никому не удавалось — такие магазины превращаются в междусобойчики, потому что очень трудно привлекать тех, кто разрабатывает всем нужные приложения». Единственный, по его мнению, способ, которым операторы альтернативных магазинов могут конкурировать с себе подобными,— это финансирование эксклюзивных приложений или функций: «Во-первых, это заставляет пользователей устанавливать магазин, во-вторых — дает другим разработчикам сигнал о серьезности намерений».

Для VK и МТС развитие собственных магазинов приложений может способствовать расширению базы пользователей, чьи данные собираются, отмечает сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач. Так, в политике конфиденциальности RuStore прописан сбор данных об устройстве и геопозиции для «показа рекламы, анализа и оптимизации рекламных кампаний». Госпожа Доскач, однако, отмечает, что соцсети и операторы связи и так собирают подобные пользовательские данные и «возможности магазинов не расширяют их потенциальный перечень».

Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков считает, что российские площадки распространения приложений непопулярны в масштабах Android как платформы: «Большинство пользователей используют существующие, реальные магазины, а к российским сервисам они обращаются, только когда им нужны не доступные в "Play Маркете" приложения». По его словам, выбор приложений в сервисах наподобие RuStore значительно ограничен и их «только с натяжкой можно назвать магазинами».

Операторам российских магазинов приходится конкурировать не только с площадкой от Google, но и с альтернативными магазинами, уже установленными на некоторые модели телефонов. Вендорские магазины приложений для Android либо сосуществуют с «Play Маркетом» (Galaxy Store от южнокорейской Samsung, GetApps от китайской Xiaomi), либо, как в случае с Huawei AppGallery, заменяют его в роли штатного решения. Некоторые из таких магазинов стали новой площадкой дистрибуции сервисов для российских подсанкционных компаний. Так, Samsung не удаляла из Galaxy Store приложения попавших под ограничения ВТБ и ПСБ см. “Ъ” от 7 мая 2022 года), а приложение Сбербанка появилось в нем уже спустя несколько месяцев после введения санкций.

Руководитель международно-правовой практики K&P.Group Анастасия Симонова полагает, что Samsung принял решение не удалять приложения по экономическим причинам: «Для Galaxy Store это хорошая возможность занять освободившуюся нишу на рынке, предложить то, что по каким-то причинам не могут сделать их конкуренты». Причиной, по мнению руководителя группы международных проектов VEGAS LEX Наталии Абцешко, может являться и юрисдикция компании: «С учетом регистрации подобных площадок за пределами ЕС и США они не подвергаются рискам ответственности за нарушение санкционных режимов ЕС и США напрямую либо такие риски для них могут быть менее существенными, чем, например, для американских платформ». Она, однако, не исключает и риска применения вторичных санкций к операторам таких магазинов.

Установится только один

В ноябре 2022 года RuStore был внесен в перечень программ, обязательных к предустановке на продающиеся в России телефоны. В марте Минцифры предложило расширить требования и обязать производителей телефонов не просто предустанавливать магазин приложений от VK RuStore, а глубоко внедрять его в систему вплоть до предложения регистрации при первом включении устройства. Сейчас из-за низкой интеграции с Android RuStore не позволяет, например, автоматически обновлять программы. В инициативе предусмотрены и положения, которые, по мнению экспертов, свидетельствуют о планах интегрировать c RuStore систему бесконтактной оплаты Mir Pay (см. «Ъ» от 8 марта).

Однако из-за военной операции на Украине многие производители перестали поставлять свои устройства в Россию, а те модели, что ввозятся в страну без разрешения правообладателя, не предназначены для российского рынка. Господин Кусков считает, что обязанность вряд ли будет исполняться: «Заставлять те компании, которые ушли из России, предустанавливать что-то российское бессмысленно — они этого делать не будут. Предъявлять же дополнительные требования к тем, кто продолжает здесь работать, нелогично — это ставит таких производителей в неравные условия».

Операторы российских магазинов приложений сами ведут переговоры с вендорами по поводу предустановки своих разработок. В ноябре прошлого года вице-президент по развитию почтовых сервисов и магазина приложений VK Иван Мыздриков говорил в интервью “Ъ”, что компания общается со «всеми крупными производителями и поставщиками». Первым же оператором, договорившимся о предустановке своей разработки, стали «Цифровые платформы»: в декабре они сообщили, что телефоны AYYA T1 компании «Смартэкосистема» (входит в «Ростех») будут поставляться с NashStore (см. “Ъ” от 2 декабря 2022 года).

Предустановка в теории позволит владельцу нового телефона избежать нестандартной процедуры установки альтернативного магазина. Из-за настроек Android по умолчанию пользователь должен несколько раз дать разрешение на установку сторонних программ: сначала — браузеру, из которого загружается установочный файл магазина, а затем — самому магазину. Господин Голуб, однако, считает, что это мало влияет на мотивацию пользователя: «Каждый дополнительный шаг в процессе является преградой и снижает конверсию. Но, по сути, это надо сделать лишь один раз».

Использование альтернативных магазинов одновременно с уже предустановленным может затруднить обновление программ, однако это бывает только в некоторых случаях, говорит операционный директор red_mad_robot Илья Самофеев: «Если издатель опубликует в RuStore сборку приложения, отличную от существующей в Google Play, то пользователи, которые захотят установить обновление из RuStore, столкнутся с ошибкой». Он, однако, отметил, что RuStore принимает те же самые установочные пакеты, что и «Play Маркет», а создавать отдельную сборку нужно только в том случае, если приложению нужны сервисы RuStore, например для проведения платежей.

PWA сыт не будешь

Создание магазинов приложений для Android не решает проблему доступности приложений на устройствах от Apple. В операционной системе iOS нет авторизованного способа загрузки приложений в обход инфраструктуры App Store, а альтернативные магазины приложений требуют использования устаревшей версии ОС и взлома телефона. В декабре 2022 года Bloomberg сообщило, что Apple разрабатывает возможность установки сторонних приложений в ответ на изменения законодательства ЕС, вступающие в силу в марте 2024-го. Позднее господин Шадаев сообщил, что Минцифры РФ разрабатывает законопроект, который обяжет операторов платформ разрешить установку сторонних приложений.

Пока что российские компании, лишившиеся возможности публиковаться в App Store из-за санкций, развивают другие каналы взаимодействия с пользователями. Один из таких каналов — веб-приложения: специально размеченные сайты, которые можно добавлять на главный экран телефона по аналогии с программами из магазинов. Те же технологии применяются и при создании мини-приложений, встроенных в социальные сети и мессенджеры.

Веб-технологии в мобильной разработке «в долгосрочной перспективе будут играть наиболее важную роль», однако независимые магазины приложений важны в среднесрочной перспективе, считает гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров. Он отметил, что с помощью технологии WebAssembly в браузере можно реализовать многие функции, присущие приложениям. Господин Самофеев полагает, что спрос на разработку мобильных приложений вряд ли снизится: «При этом увеличится спрос на способы создания приложений, не требующих публикации в магазинах: PWA (прогрессивных веб-приложений.— “Ъ”), приложений внутри мессенджеров». Такие приложения, однако, будут разрабатываться не как полная замена обычных приложений, а «как еще один канал взаимодействия с пользователем», предполагает он.

Компании вряд ли массово откажутся от разработки мобильных приложений в пользу веб-разработок, считает господин Голуб: «Концепция mobile-first по-прежнему актуальна, и под ней понимается в первую очередь акцент на приложениях, а не на сайте». По его словам, наибольшее внимание веб-сервисам будут уделять компании, попавшие под санкции, «но одновременно они будут искать и обходные пути, например загружать непримечательные приложения через третьих издателей или развивать сервисы внутри мессенджеров».

Юрий Литвиненко

Вся лента