Кадровые перспективы: ожидания нового года

Несмотря на внешние факторы уровень безработицы в Нижегородской области, по данным на начало 2023 года, сохраняется на минимальных значениях — 0,4%. Региональный рынок труда остается рынком соискателя: дефицит кадров фиксируют во многих отраслях экономики, наибольший — в промышленности, где нехватка специалистов на фоне роста гособоронзаказа и расширения мощностей оценивается в 12-15 тыс. человек. Что предпринимают нижегородские власти и предприятия — в партнерском проекте “Ъ-Приволжье”.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

По информации управления по труду и занятости населения Нижегородской области, в январе 2023 года численность зарегистрированных в регионе безработных уменьшилась на 5,7% и составила 6,9 тыс. человек. Активнее всего люди трудоустраивались в Нижнем, Дзержинске, Городецком и Кстовском округах, а в целом в 31 муниципалитете. Рост безработицы служба занятости отмечает в 12 районах области, наибольший — в Спасском, Сосновской и Сеченовском округах. Таким образом на 1 февраля уровень регистрируемой безработицы в среднем по области составил 0,4% — на этом значении показатель держится четыре месяца подряд. В простое, на неполном графике или в отпуске по соглашению сторон сейчас находятся 3,8 тыс. человек.

Служба исследований hh.ru подсчитала, что в январе 2023 года на одну вакансию в регионе приходилось всего 3,4 активных резюме, что на 0,3 пункта меньше, чем в декабре 2022 года. «Нормой считается уровень конкуренции в 56 пунктов: в этом случае у работодателей есть адекватный выбор между кандидатами, а соискатели не чувствуют острой борьбы за рабочие места, но при этом стараются быть конкурентоспособными. Показатель ниже 56 резюме на вакансию говорит о дефиците людей, выше — об избытке. Таким образом, сегодня рынок труда Нижегородской области испытывает нехватку кадров», — констатируют аналитики платформы онлайн-рекрутинга.

Реальный сектор экономики острее других ощущает нехватку специалистов. Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей оценивает дефицит в 12-15 тыс. человек. «Сегодня это одна из самых острых проблем, связанная и с расширением производственных мощностей предприятий, и с ростом гособоронзаказа, — объясняет генеральный директор НАПП Александр Аносов. — В первую очередь не хватает специалистов со средним профессиональным образованием: станочников, наладчиков станков с ЧПУ, токарей, слесарей. Пять-шесть лет назад система ресурсных центров, созданная в области, помогла отчасти закрыть потребности, но в пандемию стала острее конкуренция со сферой услуг: толчок развития получили сервисные службы, такси — быстрые деньги под меньшую ответственность. Поэтому сегодня каждый промышленник, покупая станок за десятки миллионов, думает еще и о том, кто на нем будет работать, как найти специалиста или обучить».

«На рынке труда не хватает людей, потому что мы находимся в глубокой демографической яме, связанной с низкой рождаемостью в 90-е годы, — добавляет руководитель направления по подбору и адаптации персонала группы ГАЗ Ольга Хохлова. Поэтому идет жесткая борьба за таланты и людей в целом. С точки зрения специальностей наряду с IT-специалистами остро не хватает инженерно-технического персонала, поскольку идет активное развитие производственного сегмента экономики». По словам эксперта, решать проблему необходимо в связке с профильными учебными учреждениями — заинтересовывать студентов производственными проектами и способствовать тому, чтобы они приходили на предприятие уже готовыми специалистами. «Это работа по нескольким направлениям: и отраслевые кафедры в профильных вузах, и создание совместных студенческих конструкторских бюро, и стажировки на предприятиях».

Кроме собственных инициатив промышленников, традиционно развивающих сотрудничество с профильными вузами и ССУЗами, в последние годы появляются федеральные проекты, предусматривающие господдержку. Главный на уровне среднего образования — проект Минпросвещения РФ «Профессионалитет». Его суть — во взаимодействии власти и бизнеса по поддержке колледжей и техникумов: в их техническое оснащение, закупку новых станков и оборудования для лабораторий вкладываются бюджет и будущие работодатели. В Нижегородской области в рамках «Профессионалитета» в прошлом году создали три образовательно-производственных кластера: в металлургии, автопроме и сельском хозяйстве (ориентация на производителей юга области). В 2023 году будет создано еще три кластера по машиностроению (оборонная промышленность), сельскому хозяйству (север области) и строительству. В целом, по подсчетам областных властей, в «Профессионалитете» в этом году будут работать 35 образовательных учреждений.

Фото: пресс-служба ОМК

Знаковый федеральный проект на уровне вузов — создание Передовых инженерных школ, призванных усилить подготовку специалистов для конкретных отраслей. В регионе такие школы созданы в НГТУ им. Р. Е. Алексеева (атомная промышленность) и ННГУ им. Н. И. Лобачевского (космическая связь, радиолокация, навигация).

Кроме того, в контексте необходимости перемен в высшем образовании клуб директоров по персоналу при НАПП активно продвигает возврат к специалитету по ключевым промышленным специальностям. «Болонская система себя изжила. В нынешних условиях, когда нужно, чтобы человек быстро и конкретно овладел профессией, для технических специальностей два года магистратуры не всегда эффективны», — поясняет Александр Аносов.

Еще один из важных трендов — в том, что классическая схема сотрудничества с вузами и ССУЗами выходит за пределы региона: нижегородские промышленники направляют своих амбассадоров в заведения Владимирской, Ивановской, Самарской областей, кроме конкурентной зарплаты предлагая выпускникам помощь с жильем и расширенные соцпакеты.

Фото: АО «Русполимет»

При этом работодатели признают, что одной зарплатой кадры сегодня не удержать. «Необходима комфортная среда проживания: здравоохранение, детсады и школы, культурная повестка, развитая инфраструктура. А для этого нужна синергия бизнеса и власти, территорию можно удержать только в комплексе», — рассуждает Александр Аносов. По его словам, примеры такого сотрудничества в области есть в Выксе, Кулебаках, Арзамасе, совместно с бизнесом разработана стратегия развития кадрового потенциала региона. «В прошлом году в рамках стратегии мы провели десятки встреч, в каждом районе общаемся не только с главами муниципалитетов, но и с руководителями техникумов, колледжей. Перенимаем опыт и в других регионах: например, готовим поездку глав районов в Южноуральск — это город в 80 км от Челябинска численностью 20-25 тыс. человек, из которого люди не хотят уезжать в областной центр, бизнес помог сделать его привлекательным для жизни», — рассказывает Александр Аносов.

По мнению экспертов рынка труда, в этом году, в контексте продолжающейся трансформации экономики, географического перераспределения цепочек поставок и дальнейшего импортозамещения во всех сферах, количество дефицитных профессий в промышленности возрастет. «Ко многим из тех профессий, которые уже давно находятся в дефиците — прежде всего рабочие и ИТ-специалисты, прибавилось еще несколько, чья востребованность усилится на фоне отсутствия достаточного числа таких специалистов. В первую очередь к ним относятся вспомогательные производственные функции: специалисты по установке, настройке и обслуживанию оборудования, а также инженерно-технические кадры для запуска новых производственных процессов и линий. Также широко востребованы работники сферы транспорта и специалисты по международной логистике, прежде всего, со знанием китайского языка и умеющие работать в условиях параллельного импорта», — комментирует Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности.

Вся лента