Творчество как фактор благополучия

Вложения компаний в культурные проекты становятся долгосрочными

Директор по спецпроектам ассоциации «Форум доноров» Екатерина Светличная о важности развитой культурной среды и возможностей для творческой реализации, особенно в малых и отдаленных городах России, и о том, как меняется подход компаний к инвестициям в такие проекты.

Фото: Getty Images

Культура в числе приоритетов

Поддержка проектов в области культуры остается в приоритетах стратегий социальной ответственности компаний, приверженных развитию регионов присутствия. Это демонстрирует четкое понимание бизнесом того, что культурно обогащенная среда, предоставляющая возможности для творческой самореализации и развития граждан, повышает уровень счастья, содействует стабильности и благополучию. Компании, участвовавшие в конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности» в номинации «Лучшая программа (проект), направленная на поддержку культуры и искусства», назвали поддержку культуры неотъемлемой частью своих стратегий.

Включая поддержку культуры в собственные стратегии, компании декларируют следование лучшим международным стандартам и глобальным целям устойчивого развития, принятым ООН. Их проекты направлены на создание устойчивых городов и населенных пунктов и повышение благополучия граждан, проживающих в них. Также компании заявляют о стремлении внести вклад в реализацию «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», соотнося свою деятельность с деятельностью государства, работая на повышение интеллектуального и культурного уровня общества, преодоление его атомизации и развитие социальных связей.

По понятным причинам основной объем деятельности компаний по поддержке культуры сосредоточен в регионах. Их программы направлены на преодоление региональных диспропорций в развитии культуры, неравенства регионов в обеспеченности объектами культуры и доступности культурных благ для населения. Ограниченность культурной инфраструктуры в малых и отдаленных городах России лимитирует возможности культурного досуга. При этом они составляют 86% всех городов России, и работа в них имеет глобальное значение для страны в целом.

Привозим лучшее, развиваем локальное

Проекты по поддержке культуры содержательно делятся на два основных направления: обеспечение жителей малых отдаленных городов доступом к лучшим образцам традиционной и современной культуры и искусства (выездные выставки крупных федеральных музеев, гастроли столичных театров, крупные мероприятия разных отраслей искусства с приглашением хедлайнеров) и поддержка локальных культурных институций, продвижение локального культурного кода на федеральный уровень, стимулирование создания новых современных локальных культурных проектов. Оба направления чрезвычайно важны, однако следует отметить тенденцию к увеличению объема инвестиций именно в развитие локальной культурной среды. Компании говорят о важности совместной созидательной деятельности жителей городов, о задаче воспитания чувства принадлежности, так как именно оно является основой позитивных изменений в городах.

Россия — страна редкого культурного разнообразия и самобытных традиций. Продвижение уникальных локальных творческих проектов на федеральный, а иногда и на международный уровень также является точкой приложения сил компаний. Во многом благодаря их усилиям в России возникли заметные региональные культурные события (фестивали, праздники, книжные ярмарки), получившие федеральный уровень известности, небольшие театры стали получать престижные всероссийские и международные премии, отдельные города и регионы стали модными и начали привлекать большие потоки внутреннего и событийного туризма.

От PR-эффективности к системной работе

Позитивным трендом в деятельности компаний по поддержке культуры можно назвать возникновение новых системных проектов и/или системное развитие успешных инициатив. Все больше компаний намерены играть вдолгую, переходя от поддержки ярких одноразовых мероприятий, дающих множество позитивных публикаций и коротко влияющих на их имидж, к кропотливой системной работе. Перед запуском проектов проводятся исследования среды и потребностей целевых аудиторий, привлекаются эксперты, расширяется палитра проектных механизмов. Изменение культурной среды —процесс не самый быстрый, и, похоже, бизнес, вовлеченный в эту деятельность, начал это хорошо осознавать. Инициативы становятся многолетними, проводятся оценки промежуточных результатов, по итогам которых они корректируются, внимательно отслеживается обратная связь от конечных благополучателей.

Просвещенное меценатство

Несмотря на то что отдельные компании занимаются поддержкой культуры уже несколько десятилетий, потребность в обмене опытом, изучении лучших практик очень важна. На интеллектуальном пикнике в доме творчества «Переделкино», организованном «Форумом доноров» прошлым летом, в числе прочих тем обсуждался феномен «просвещенного меценатства», экспертного понимания филантропами сути своей деятельности. В продолжение дискуссии был разработан проект «Форум меценатов будущего», получивший грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В рамках проекта запланированы: работа Клуба меценатов, где с представителями донорского сообщества будут встречаться ведущие деятели и эксперты культуры из Москвы и регионов, серия встреч по обмену опытом меценатской деятельности, подкаст о роли частных филантропов в развитии культуры дореволюционной и современной России и преемственности традиций, анализ действующего российского законодательства на предмет регулирования меценатской деятельности с целью его усовершенствования для стимулирования увеличения притока частных средств в поддержку культуры в России.

Вся лента