Наталья Потапова: «Сейчас важно не рефлексировать, а много работать»

Последние семь месяцев оказались непростым испытанием для российского финансового рынка: санкции и ограничения, паника клиентов, кибератаки, резкий рост ключевой ставки, кредитные каникулы для мобилизованных…. Как справляются с этим банки, стабилизировалась ли ситуация – об этом рассказала вице-президент, управляющий банком «Открытие» в Красноярском крае Наталья Потапова.

– Помните, строчки из стихотворения Александра Кушнера: «Времена не выбирают. В них живут…». Тут хотелось бы поставить точку, но приходится ставить многоточие. Очень непростой период сейчас для всех, сложно планировать, прогнозировать даже на неделю вперед. Скорость принятия решения очень возросла. Уровень стресса запредельный. Но сейчас как никогда стоит следовать заповеди «Делай, что должно, и будь, что будет». Сама стараюсь не рефлексировать, а много и плотно работать. И настраиваю на это коллектив.

Не случайно начала ответ на ваши вопросы с лирического отступления, потому что финансы, на мой взгляд, – это не только про цифры. А, прежде всего, про людей: наших клиентов, партнеров. И от того, как они себя ведут, очень сильно зависит состояние экономики. И если посмотреть на ситуацию под этим углом, то, мне кажется, большинство довольно быстро справились с паникой и пришли к стадии принятия, ведь, повторюсь, времена не выбирают. Люди начали перестраивать модели поведения, логистические цепочки, а некоторые и кардинально изменили свой бизнес. Ценить жизнь, ставить приоритеты. Сами банки противопоставили санкционному блицкригу весь свой предыдущий опыт антикризисного управления. И к маю уже началась нормальная работа.

– В первые дни после 24 февраля клиенты банков опустошали банкоматы, опасаясь за свои деньги на картах. Были ли еще такие волны паники? Например, связанные с мобилизацией.

– Такого массового оттока, какой случился в первый день спецоперации, когда россияне, опасаясь отключения от Visa и Mastercard, сняли в банкоматах по всей стране более 100 млрд рублей наличными, в этот раз не было. За эти 7 месяцев пришла уверенность, что на территории страны карты работают, операции совершаются – с учетом ограничений, наложенных санкциями, конечно.

Мобилизуемые мужчины чаще обращались в офисы банка за консультацией о получении кредитных каникул, кто-то оформлял банковскую доверенность. Если деньги и снимались, то незначительными суммами: на сборы, на неотложные нужды для семьи.

– Банк начал предоставлять кредитные каникулы таким заемщикам?

– Да, это обязанность всех банков. Мы еще до принятия федерального закона начали принимать предварительные заявления. А после того, как документ был подписан, приступили к их оформлению.

В течение кредитных каникул – это срок службы плюс 30 дней после нее – мобилизованные и добровольцы будут полностью освобождены от уплаты ежемесячного платежа по ипотеке, потребительскому кредиту, кредитной карте, автокредиту, полученным до мобилизации или подписания контракта. Этот льготный период может быть продлен, если военнослужащий ранен, контужен и лечится в больнице.

По ипотеке график платежей на срок каникул – так же, как это реализовано в антикризисных кредитных каникулах. По потребительским кредитам порядок немного иной – будет начисляться льготный процент – 2/3 среднерыночной стоимости кредита на дату обращения за каникулами.

Попросить о кредитных каникулах могут не только заемщики, но и их близкие родственники: мать, отец, родные братья, сестры, бабушки, дедушки – при наличии доверенности.

– Ситуация в стране отражается на вкладах? Удастся ли банкам привлекать новых вкладчиков? Или их уровень тревожности настолько высок, что они предпочитают хранить деньги «под подушкой»?

– Поведение клиентов в любой кризис примерно одинаково: люди снимают деньги с вкладов, скупают валюту, запасаются товарами первой необходимости. Этот период, считаю, мы прошли в первый месяц специальной военной операции. Сейчас же у красноярцев преобладает сберегательная модель поведения. Она остается основной, несмотря на снижение уровня ставок и достижение ими «нейтральных» значений. В конце августа – начале сентября закончились сроки вкладов, открытых под 20-21% годовых. И 75% счетов были переоформлены на новых условиях – под 6-7%. Сентябрьские цифры по нашему банку более чем в 3 раза превышают показатели августа: в первый осенний месяц у нас было открыто около 7 тысяч вкладов, в августе – 2 тысячи.

Но есть еще одна поведенческая тенденция, которая тоже свойственна кризисам: некоторые клиенты перекладывают средства со вклада на накопительные счета. То есть, это деньги, которые люди держат, по сути, до востребования, и готовы их оперативно во что-то вложить или потратить. Доходность там ниже на пункт-полтора, но люди в текущей ситуации предпочитают иметь возможность в любой момент снять деньги. Последние две недели мы фиксируем замедление спроса на вклады. При этом пропорционально растет спрос на размещение средств на накопительных счетах.

На этом фоне банки пытаются повысить привлекательность вкладов: стали предлагать более выгодные условия для потенциальных вкладчиков. Банк «Открытие» реагирует на изменение экономической ситуации и оперативно регулирует как ставки по вкладам, так и по кредитным продуктам. C 10 октября мы повысили максимальную ставку по депозитам до 8,5%. И зафиксировали ставку по потребительскому кредиту для всех категорий заемщиков по единой ставке 8,9% годовых на весь срок кредитования.

– Насколько защищены банковские вклады?

– Наши клиенты могут быть абсолютно спокойны. Во-первых, суммы до 1,4 млн рублей защищены государством в лице Агентства по страхованию вкладов. Во-вторых, банк «Открытие» – системообразующий российский банк. У нас не было и нет проблем с ликвидностью, объем привлеченных средств и физических, и юридических лиц продолжает расти. Поэтому выплаты процентов по вкладам и накопительным счетам производятся и будут производиться в установленные сроки и в установленных размерах. Красноярцы могут закрыть вклад и получить свои деньги в любой момент. То же самое касается и переводов средств на карту, и снятия наличных в банкоматах и офисах банка.

– Вы в начале разговора сказали, что финансы, экономика – это прежде всего про людей. Изменились ли они за эти непростые 7 месяцев?

– Паника прошла. Но люди стали, конечно, более тревожны. Они взвешенно подходят к выбору, в том числе, и банковских продуктов. Им сложнее в это турбулентное время решиться взять на себя долговременные финансовые обязательства, определиться с долгосрочными сбережениями.

В этих условиях надо с пониманием относиться к индивидуальным представлениями клиентов, к их страхам и тревожности, и предлагать именно те финансовые решения, которые будут оптимальными и эффективными в текущий период времени.

ПАО Банк «ФК Открытие». Реклама

Вся лента