Porsche поддала газу на бирже

IPO автопроизводителя оказалось одним из крупнейших в Европе

Porsche провела крупнейшее IPO в Германии более чем за два десятилетия: компания привлекла €9,4 млрд и была оценена в €75 млрд. Производитель спорткаров класса люкс решился на размещение в непростых рыночных условиях, поэтому многие эксперты воспринимают это IPO как проверку инвестиционной привлекательности.

Гендиректор компании Porsche Оливер Блюм (справа) и финансовый директор Лутц Мешке во время проведения IPO

Фото: Kai Pfaffenbach, Reuters

Германский производитель автомобилей класса люкс Porsche в среду, 28 сентября, провел IPO, которое оказалось одним из крупнейших на европейских биржах за всю историю и крупнейшим IPO в Германии за последние 25 лет. При размещении акции компании торговались по €82,5, то есть по верхней границе определенного перед этим ценового коридора. Тем самым общая стоимость Porsche была оценена в €75 млрд. Компания привлекла в ходе IPO €9,4 млрд.

Сегодня утром при открытии торгов на Франкфуртской бирже акции компании выросли до €84 — правда, затем довольно сильно снизились: до €62. В последнее время снижение акций после IPO стало довольно распространенным явлением.

Volkswagen Group, в которую входит Porsche, объявила об IPO компании в начале сентября. В преддверии IPO акционерный капитал Porsche был разделен на две равные части: 50% капитала компании стали обычными акциями, а другие 50% — привилегированными акциями без права голоса. В ходе IPO инвесторам продали 25% привилегированных акций компании. После размещения контрольный пакет акций Porsche — 25% обычных акций плюс 1 акция — по-прежнему принадлежит семьям Порше и Пиех. VW владеет 12,5% акций компании.

Как отмечают эксперты, проведением IPO своей самой прибыльной компании — на Porsche приходится около четверти операционной прибыли всей группы — VW Group хочет в числе прочего попытаться повторить успешное размещение Ferrari в 2015 году. При этом IPO проходит в период высокой нестабильности фондовых рынков в условиях геополитических и экономических рисков. Акции большинства компаний снижались в последние несколько месяцев, в том числе других производителей автомобилей класса люкс: Aston Martin, Ferrari, BMW, Mercedes-Benz. По подсчетам аналитической компании Dealogic, акции 87% компаний, которые провели IPO в США в 2021 году, сейчас торгуются ниже цены при размещении. В этих условиях многие компании отказываются от размещения на бирже — ожидается, что с точки зрения IPO в США текущий год станет худшим более чем за десять лет.

По мнению директора исследовательского центра автомобильной промышленности при Университете Дуйсбурга—Эссена Фердинанда Дуденхеффера, Porsche выбрала не лучшее время для IPO, хотя посмотреть на размещение в таких сложных условиях и интересно.

Некоторые эксперты настроены более оптимистично. «Если вы можете провести IPO на таком сложном рынке, это показывает привлекательность вашего бизнеса. Porsche — зрелый, известный бизнес, который не нуждается в привлечении капитала. Вывести его на рынок как полностью сформировавшийся бизнес — возможность сделать это впечатляет»,— отметил аналитик Jefferies Филипп Ушуа.

Яна Рождественская

Вся лента