Спор сыроваров пошел на второй круг

Отменено решение о взыскании с уфимского ресторатора 19,2 млн рублей

Суд по интеллектуальным правам (СИП) вернул на новое рассмотрение иск московского ООО «Сыроварня» к уфимскому ресторатору Владиславу Ловкову и связанному с ним ООО «Атлетико плюс». Истец просил суд взыскать с ответчиков около 38 млн руб. компенсации за незаконное использование принадлежащих ему товарных знаков, а также запретить им указывать их в рекламе и на вывесках. Две инстанции арбитражного суда удовлетворили иск частично — взыскали до 19,2 млн руб., а также удовлетворили нематериальные претензии. СИП, рассмотрев дело по правилам кассации, пришел к выводу, что апелляция неверно рассчитала сумму ущерба.

Фото: Михаил Солунин, Коммерсантъ

Суд по интеллектуальным правам отменил решение Девятого апелляционного суда Москвы о взыскании с уфимского ресторатора Владислава Ловкова и ООО «Атлетико плюс» 19,2 млн руб. в пользу московского ООО «Сыроварня», принадлежащего Аркадию Новикову. Дело в части определения размера компенсации направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Москвы.

В апреле текущего года суд первой инстанции по иску «Сыроварни» запретил господину Ловкову и «Атлетико плюс» использовать символику, до степени смешения схожую с логотипами истца. «Сыроварня» просила взыскать с ответчиков около 38,4 млн руб. компенсации. В заявлении указывалось, что уфимский ресторатор нарушил исключительные права на зарегистрированный товарный знак, используя для своих ресторанов «Сыровар Ловков» символику, похожую на логотип московской компании.

Товарный знак ООО «Сыроварня» выглядит как ромб с надписями по центру внутри: «Ресторан Сыроварня. Сырная лавка». Он зарегистрирован в октябре 2016 по 43 классу Международной классификации товаров и услуг — услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом, кафе, кафетерии, рестораны самообслуживания, закусочные, услуги баров и так далее. Исключительное право «Сыроварни» на товарный знак действует до июня 2025 года. Логотип ресторанов господина Ловкова — квадрат с текстом внутри: «Ресторан Сыровар. Сырная лавка».

• Сеть заведений Аркадия Новикова включает 78 заведений в Москве и 56 — в других городах страны, а также разных странах мира. Ресторан «Сыроварня» открылся в Уфе в отеле «Азимут» в прошлом году. У Владислава Ловкова в Башкирии два ресторана — на улице Пархоменко в Уфе и на базе отдыха «Бухта кила».

Суд первой инстанции взыскал с ответчиков 3,6 млн руб. С таким решением не согласились обе стороны. Владислав Ловков в апелляционной жалобе просил отказать в удовлетворении требований, а «Сыроварня» — увеличить размер компенсации. В июне апелляционный суд повысил сумму взыскания до 19,2 млн руб., отметив, что ответчики использовали спорный товарный знак 1 ноября 2018 по 1 апреля текущего года.

Владислав Ловков в своей кассационной жалобе заявил, что суд сделал неправомерный вывод в части определения размера компенсации. Материалы дела не содержат доказательств получения истцом ежемесячных платежей по договорам за пользование спорным товарным знаком за спорный период, на основании которых была рассчитана компенсация, говорится в жалобе. Также Владислав Ловков указал, что фактический период нарушения был меньше на год — до апреля 2021 года.

Кассация не признала правомерными выводы судов о размере компенсации. В основу расчета суммы взыскания положена цена договоров коммерческой концессии, которые включают не только право использования товарных знаков, но и на использование стилистических элементов оформления ресторана, дизайна интерьера, меню, одежды персонала, рецептуры блюд. «Суд апелляционной инстанции вышеизложенное обстоятельство при определении стоимости права использования конкретного товарного знака во внимание не принял», — говорится в постановлении. Установление юридически значимых обстоятельств, необходимых для определения размера компенсации, относится к компетенции судов, рассматривающих спор по существу, отметила кассация.

Владислав Ловков отказался от комментариев.

Руководитель региональной общественной организации по защите прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин отметил, что суду надо определить, какую долю в договорах концессии занимает в ценовом выражении товарный знак. «Вероятнее всего, суд для этих целей назначит судебно-экономическую экспертизу и поставит вопрос перед экспертом, сколько стоит товарный знак, которым пользовался ответчик», — прокомментировал Валерий Самохин.

Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников полагает, что при новом расчете величины убытков она быть уменьшена. «Вероятно, в разы, — добавил он. — С другой стороны, у «Сыроварни» будет возможность представить дополнительные доказательства в обоснование расчета, чтобы добиться как можно большей компенсации».

Влада Шипилова